Швондер и Шариков⁚ почему первый кажется второму своим?
Швондер играет немаловажную роль в становлении характера Шарикова. Его влияния нельзя не заметить⁚ это существо в беседе с Преображенским буквально повторяет слова и фразы Швондера не только о правах‚ но и о своем превосходстве над буржуями⁚ «Мы в университетах не обучались‚ в квартирах из 15 комнат с ваннами не жили...».
Шариков‚ начитавшись этой литературы‚ шокирует профессора своими умозаключениями. Его глупость вкупе с необразованностью‚ влияние друга-Швондера приводят к тому‚ что подопытный начинает требовать у профессора прописку‚ жилплощадь. Позже — решает написать на своего создателя донос‚ а в конце концов, готовится к покушению на Филиппа Филипповича.
Кто такой Швондер?
Швондер – это яркий представитель пролетариата‚ новый хозяин жизни после революции. Он – председатель домоуправления‚ ярый приверженец равенства и братства‚ как он их понимает. Швондер стремится к власти‚ пусть даже в пределах одного дома. Он уверен в своей правоте‚ в своей миссии строить новый мир‚ где нет места «старым» порядкам и «буржуазным» элементам.
Внешне Швондер ничем не примечателен. Булгаков описывает его как человека «с рыжими усами и с визитом в кармане». Его речь изобилует революционными лозунгами‚ цитатами из газет‚ он любит поучать и наставлять. Швондер не обладает ни умом‚ ни образованностью профессора Преображенского‚ но при этом считает себя вправе осуждать его образ жизни‚ его научные изыскания‚ видя в них угрозу для нового строя.
Швондер – догматик‚ слепо следующий букве закона‚ не задумываясь о его сути. Он не способен мыслить критически‚ анализировать информацию‚ его познания о мире ограничены партийными установками. Именно поэтому Швондер видит в Шарикове‚ существе необразованном и агрессивном‚ «своего»‚ «товарища по классу». Он проецирует на него свои собственные идеалы‚ не замечая чудовищности и абсурдности поведения Шарикова.
Швондер – это собирательный образ тех‚ кто‚ прикрываясь революционными идеями‚ стремился к власти и наживе‚ не обладая при этом ни интеллектом‚ ни моральными принципами. Он олицетворяет собой разрушительную силу невежества‚ фанатизма и бездумной веры в догмы.
Кто такой Шариков?
Шариков – это существо‚ появившееся в результате эксперимента профессора Преображенского. В нем смешались собачья природа и человеческие качества‚ унаследованные от люмпена и алкоголика Клима Чугункина. Шариков – это гротескный образ «нового человека»‚ который‚ по мнению Булгакова‚ могла породить революция.
Изначально Шариков – жалкое‚ нелепое существо‚ вызывающее скорее сочувствие‚ чем неприязнь. Но постепенно в нем просыпаются агрессия‚ хамство‚ стремление к разрушению. Он не способен к обучению‚ к восприятию культурных ценностей. Его идеал – это «взять всё и поделить»‚ жить‚ не утруждая себя работой‚ паразитируя на других.
Шариков быстро усваивает простейшие идеологические формулы‚ которые внушает ему Швондер. Он с готовностью объявляет себя «трудовым элементом»‚ требует «документы» и «права»‚ не понимая их истинного значения. Швондер для него – это авторитет‚ проводник в новый мир‚ где Шариков‚ не обладающий ни талантами‚ ни трудолюбием‚ может занять место под солнцем.
Шариков видит в Швондере «своего» потому‚ что они оба – продукты одного времени‚ одной системы ценностей. Швондер – это теоретик‚ а Шариков – практик. Швондер дает идеологическое обоснование‚ а Шариков воплощает его в жизнь‚ доводя до абсурда лозунги о равенстве и братстве.
Образ Шарикова – это предостережение о том‚ какие чудовища могут появиться на свет‚ если дать волю разрушительным силам‚ если разрушить вековые устои общества.
Идейные установки Швондера
Швондер – ярый приверженец революционной идеологии‚ пропитанный её лозунгами и установками. Он свято верит в построение нового общества‚ где царит равенство и справедливость. Однако его понимание этих понятий весьма специфично и ограничено.
Для Швондера равенство – это уравниловка‚ нивелирование личностных качеств и достижений. Он не приемлет индивидуальности‚ считая‚ что все должны жить по единым стандартам‚ установленным новой властью. Он видит мир чёрно-белым‚ деля людей на «своих» (пролетариат) и «чужих» (буржуазию)‚ не допуская иных градаций.
Швондер – догматик‚ слепо следующий букве закона‚ не вникая в его дух. Он руководствуется партийными директивами‚ цитатами из газет‚ не пытаясь осмыслить их самостоятельно. Его мышление шаблонно‚ лишено критического анализа и гибкости.
В своей упрощенной трактовке революционных идей Швондер близок к Шарикову. Они оба стремятся к уничтожению «старого» мира‚ не предлагая ничего взамен‚ кроме хаоса и разрушения. Швондер видит в Шарикове продукта новой эпохи‚ «товарища по классу»‚ не замечая его уродливой природы. Он воспринимает его агрессию и невежество как проявление классовой борьбы‚ как закономерную реакцию на «угнетение» со стороны «буржуазных» элементов.
Идейные установки Швондера – это отражение идейного кризиса эпохи‚ когда на смену старым ценностям пришли упрощённые догмы‚ а место интеллектуалов заняли фанатики и демагоги.
Влияние Швондера на Шарикова
Влияние Швондера на Шарикова огромно. Швондер становится для Шарикова своеобразным идеологическим наставником‚ проводником в мир «пролетарских» ценностей. Шариков‚ обладая примитивным сознанием‚ жадно впитывает его установки‚ видя в них оправдание своей агрессии и безнравственности.
Швондер снабжает Шарикова идеологической литературой‚ которая ещё больше путает и без того смутные представления существа об окружающем мире. Он внушает ему мысль о его правах‚ о необходимости бороться с «буржуями»‚ к которым он относит и профессора Преображенского. Шариков‚ не способный к критическому мышлению‚ принимает эти идеи на веру‚ видя в них подтверждение своих собственных инстинктов.
Под влиянием Швондера Шариков начинает вести себя вызывающе и нагло. Он требует у профессора прописку‚ устраивает в квартире погромы‚ пишет доносы. Шариков видит‚ что его поведение одобряется Швондером и его соратниками‚ и это ещё больше укрепляет его в уверенности в своей правоте.
Швондер не замечает‚ что его протеже – это не «сознательный борец за справедливость»‚ а примитивное существо‚ опасное для общества. Он видит в нём лишь инструмент для достижения своих целей – уничтожения «старого» мира и построения нового‚ где такие‚ как он‚ будут у власти.
Влияние Швондера на Шарикова – это наглядный пример того‚ как опасны могут быть фанатизм и догматизм‚ как они способны превратить даже относительно безвредное существо в монстра.
Общие черты Швондера и Шарикова
На первый взгляд‚ Швондер и Шариков – совершенно разные персонажи. Один – председатель домкома‚ ярый сторонник новой власти‚ другой – существо‚ получившее человеческий облик в результате эксперимента. Однако при более внимательном рассмотрении можно обнаружить у них много общего‚ что объясняет‚ почему Швондер видит в Шарикове «своего» человека.
Прежде всего‚ их роднит примитивность мышления. Швондер – догматик‚ слепо следующий партийным установкам. Он не способен мыслить критически‚ анализировать информацию‚ видеть мир во всем его многообразии. Шариков же‚ в силу своего происхождения‚ обладает ещё более примитивным сознанием. Он не способен к обучению‚ к восприятию культурных ценностей. Его интересы ограничены удовлетворением базовых потребностей.
Другой общей чертой является агрессивность. Швондер проявляет её в своей нетерпимости к иному мнению‚ в желании уничтожить «старый» мир. Шариков же агрессивен на физическом уровне. Он устраивает драки‚ угрожает окружающим‚ получает удовольствие от насилия.
Наконец‚ и Швондер‚ и Шариков стремятся к власти. Швондер‚ будучи председателем домкома‚ получает хоть и небольшую‚ но власть над жильцами. Шариков же‚ почувствовав поддержку Швондера‚ начинает требовать для себя «прав»‚ пытается управлять людьми‚ угрожая доносами.
Таким образом‚ несмотря на внешние различия‚ Швондера и Шарикова объединяет ряд существенных черт – примитивность‚ агрессивность‚ властолюбие. Именно эти черты‚ ставшие уродливым порождением своей эпохи‚ делают их столь похожими друг на друга.
Противоречия между Швондером и Шариковым
Несмотря на кажущуюся идейную близость и общность «пролетарского» духа‚ между Швондером и Шариковым существуют глубинные противоречия‚ которые со временем становятся все более очевидными. Эти противоречия коренятся в самой природе этих персонажей‚ в их отношении к миру и к самим себе.
Швондер‚ при всей своей ограниченности‚ все же стремится к порядку‚ к установлению системы‚ пусть и примитивной и догматичной. Он свято верит в букву закона‚ в партийные установки‚ видя в них основу нового миропорядка. Шариков же‚ напротив‚ – воплощение хаоса и разрушения. Он не признает никаких правил и законов‚ руководствуясь лишь своими примитивными инстинктами.
Швондер‚ видя в Шарикове «сознательного пролетария»‚ пытается направить его энергию в «нужное» русло‚ внушая ему идеи классовой борьбы. Однако Шарикову чужды абстрактные идеологические доктрины. Он стремится к немедленному удовлетворению своих потребностей‚ не задумываясь о последствиях.
Противоречия между Швондером и Шариковым проявляются и в их отношении к профессору Преображенскому. Швондер ненавидит его за «буржуазность»‚ за талант и интеллект‚ которые он не в состоянии ни понять‚ ни принять. Шариков же‚ напротив‚ испытывает к профессору смесь страха и подобострастия‚ инстинктивно чувствуя в нём силу‚ которой он сам лишён.
Таким образом‚ противоречия между Швондером и Шариковым неизбежно ведут к конфликту. Шариков‚ набирая силу‚ становится неуправляемым‚ и даже Швондер‚ его «создатель» в социальном смысле‚ оказывается бессилен перед разбуженной им стихией.
Шариков видит в Швондере «своего» по нескольким причинам‚ которые коренятся в их общей ограниченности‚ искаженном представлении о мире и жажде власти.
Во-первых‚ Швондер дает Шарикову то‚ в чем тот отчаянно нуждается – чувство принадлежности‚ идентичности. Будучи существом с разрушенной идентичностью‚ Шариков мечется в поисках своего места в мире. Швондер же внушает ему‚ что он – «пролетарий»‚ «трудовой элемент»‚ часть новой социальной группы‚ призванной править миром. Шариков цепляется за эту идею‚ как утопающий за соломинку‚ поскольку она дает ему хоть какое-то ощущение собственной значимости.
Во-вторых‚ Швондер оправдывает низменные инстинкты Шарикова‚ представляя их как проявление «классовой борьбы». Агрессия‚ хамство‚ паразитизм – все эти качества‚ которые Шариков унаследовал от своего «донора» Клима Чугункина‚ Швондер возводит в ранг достоинств‚ уверяя Шарикова‚ что он вправе ненавидеть и уничтожать «буржуев».
Наконец‚ Шариков видит‚ что Швондер обладает хоть и небольшой‚ но реальной властью. Он – председатель домкома‚ он может распоряжаться жильцами‚ писать доносы‚ влиять на жизнь других людей. Шариков‚ стремясь к такой же власти‚ видит в Швондере своего учителя и покровителя‚ надеясь с его помощью добиться признания и господства над другими.
Таким образом‚ Шариков видит в Швондере отражение своей собственной темной натуры‚ своего искаженного представления о мире. Швондер – это зеркало‚ в котором Шариков видит не свое уродливое отражение‚ а идеал‚ к которому нужно стремиться.