Происхождение названий месяцев в русском языке

Современные названия месяцев, которые мы используем в русском языке, имеют древнеримское происхождение.​ Изначально римский календарь состоял всего из десяти месяцев, начиная с марта; Позднее, при Юлии Цезаре, были добавлены январь и февраль, а календарь приобрел привычный нам вид.​

Большинство названий месяцев связаны с именами римских богов и правителей.​ Например, январь получил свое имя в честь Януса, бога дверей и начал, а июль – в честь Юлия Цезаря.

Другие названия отражают порядковый номер месяца в году, как, например, сентябрь (от латинского «septem» – семь) или декабрь («decem» – десять).​

Древнеримские корни современных названий

Современный русский календарь, как и календари многих других народов мира, унаследовал названия месяцев от древних римлян; Эта преемственность прослеживается в явных лингвистических параллелях и отсылках к римской мифологии, истории и традициям.

Изначально, во времена основания Рима легендарным Ромулом, календарь насчитывал всего десять месяцев, начиная с марта.​ Март, названный в честь Марса – бога войны, знаменовал собой начало периода военных кампаний после зимнего затишья. Апрель, возможно, происходит от латинского «aperire» («открывать») и символизировал весеннее цветение.​ Май был посвящен Майе – богине плодородия, а июнь – Юноне, покровительнице брака и семьи.​

Последующие месяцы – квинтилис, секстилис, сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь – носили числовые названия, отражающие их порядковый номер в этом десятимесячном календаре (от латинских «quinque» ⸺ пять, «sex» ⸺ шесть и т.​д.​).​

Позднее, во времена правления царя Нумы Помпилия, календарь был реформирован и дополнен двумя месяцами – январем и февралем.​ Январь получил свое имя в честь Януса – двуликого бога дверей, входов, выходов, различных начал, символизируя собой начало нового года.​ Февраль же был связан с римским праздником очищения – Фебруалией («februa»), проводившимся в конце года.​

В 45 году до н.​э.​, при Юлии Цезаре, была проведена еще одна реформа календаря, в результате которой он приобрел привычный нам вид с двенадцатью месяцами.​ В честь самого Цезаря был переименован месяц квинтилис, ставший июлем.​ А месяц секстилис позднее, во времена императора Августа, получил название август – в честь этого правителя.​

Таким образом, римское наследие в названиях месяцев прослеживается в именах богов (Марс, Майя, Юнона, Янус), отсылках к древним праздникам (Фебруалия), а также в именах римских правителей (Юлий Цезарь, Август).​ Эти названия, пройдя сквозь века и претерпев некоторые фонетические изменения, прочно укоренились во многих языках, в т.​ч.​ и в русском, напоминая нам о влиянии древнеримской культуры на формирование европейской цивилизации.​

Славянские названия месяцев и их связь с народными традициями

До принятия христианства и юлианского календаря у славян существовала собственная система наименований месяцев, тесно переплетенная с природными явлениями, сельскохозяйственным циклом и народными верованиями.​ Эти древние названия, отражающие глубокую связь славян с природой, сохранились в некоторых диалектах, народных пословицах, поговорках и обрядах.​

Например, первый месяц весны, март, наши предки называли «березозол» или «сухий» – за то, что в эту пору начиналось сокодвижение у берез, а земля под ярким солнцем подсыхала от снега. Апрель, месяц бурного пробуждения природы, носил название «цветень» или «водолей» – за буйное цветение и разливы рек.​ Май, когда все вокруг зеленело, называли «травень» или «ярец» (в честь бога плодородия Ярилы).​

Летние месяцы – июнь, июль и август – были временем сенокоса, сбора ягод и других даров природы.​ Июнь называли «изок» (кузнечик) или «червень» (красный месяц), июль – «липец» (время цветения липы) или «грозник» (за частые грозы), а август – «серпень» (время жатвы) или «жнивень» (от слова «жать»).​

Осенние месяцы ассоциировались с увяданием природы, сбором урожая и подготовкой к зиме.​ Сентябрь называли «вересень» (от названия цветущей в эту пору вереска) или «хмурень» (за частые дожди и пасмурную погоду), октябрь – «листопад» или «грязник» (за дождливую погоду и раскисшие дороги), а ноябрь – «грудень» (от слова «груда» – замерзшие комья земли) или «полузимник».​

Зимние месяцы, с их морозами и короткими днями, имели названия, связанные с холодом и снегом.​ Декабрь называли «студень» или «холодец», январь – «просинец» (от слова «просинь» – появление на небе голубизны после долгих пасмурных дней) или «сечень» (время рубки леса), а февраль – «лютый» или «снежень».​

Эти колоритные народные названия, хотя и вышли из широкого употребления, сохранились как ценное наследие, отражающее богатство славянской культуры, наблюдательность и поэтическое восприятие мира нашими предками.​

Влияние римской мифологии на названия месяцев

Римская мифология, пронизанная образами могущественных богов и удивительных существ, оставила неизгладимый след в истории, культуре и языке многих народов, включая и русский.​ Особенно ярко ее влияние прослеживается в названиях месяцев, большинство из которых восходят к именам римских божеств, символизируя те или иные качества, природные явления или важные события в жизни древнеримского общества.​

Началом года у римлян считался март, посвященный Марсу – богу войны.​ Это подчеркивало воинственный дух римлян, для которых начало весны было временем возобновления военных походов. Май был назван в честь Майи – богини плодородия земли, символизируя период расцвета природы и надежды на богатый урожай.​ Июнь, месяц свадеб и семейных торжеств, связывали с Юноной – покровительницей брака, материнства и семьи.​

Январь, первый месяц современного календаря, получил свое имя в честь двуликого Януса – бога дверей, начал и переходов.​ Янус, обращенный одновременно в прошлое и будущее, символизировал собой рубеж старого и нового года, время подведения итогов и новых начинаний.​

Февраль, месяц очищения и покаяния, непосредственно связан с римским праздником Фебруалией, посвященным Фебруусу – богу подземного мира и очищения от грехов.​ Во время этого праздника совершались жертвоприношения, чтобы умилостивить духов умерших и обеспечить плодородие земли в новом году.​

Интересно отметить, что июль и август, названные в честь римских императоров Юлия Цезаря и Октавиана Августа, изначально носили числовые названия – квинтилис (пятый) и секстилис (шестой).​ Переименование этих месяцев не только увековечило память о знаменитых правителях, но и придало им символическое значение, связанное с величием, могуществом и славой Рима.​

Таким образом, названия месяцев, унаследованные нами от древних римлян, являются не просто обозначением времени, но и своеобразными мифологическими символами, отражающими верования, ценности и исторические события древнеримской цивилизации.​

Этимология названий месяцев, связанных с временами года

Интересно, что названия некоторых месяцев, хотя и имеют древнеримское происхождение, тесно переплетаются с природными циклами и сменой времен года.​ Эта связь особенно заметна в названиях месяцев, которые в древнеримском календаре занимали порядковые номера с седьмого по десятый, а именно⁚ сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь.​

Этимология этих названий берет свое начало от латинских числительных⁚ «septem» – семь, «octo» – восемь, «novem» – девять и «decem» – десять.​ В раннем римском календаре, состоявшем из десяти месяцев и начинавшемся с марта, они соответствовали порядковому номеру месяца в году.​

Несмотря на то, что после реформы Юлия Цезаря и введения января и февраля эти месяцы сместились в календарном порядке, их названия, прочно связанные с латинскими числительными, сохранились до наших дней.​

Таким образом, сентябрь, седьмой месяц в современном календаре, напоминает нам о том, что когда-то он был седьмым месяцем в древнеримском году.​ Аналогичная связь прослеживается и с названиями октября, ноября и декабря, которые буквально означают «восьмой», «девятый» и «десятый» месяцы соответственно.​

Этот интересный факт демонстрирует, как язык способен сохранять следы исторических изменений и культурных традиций, напоминая нам о том, что наши современные системы времени и календари имеют глубокие исторические корни.

Заимствованные и исконно русские названия месяцев

Современные русские названия месяцев, как мы уже выяснили, имеют древнеримское происхождение, придя в русский язык через посредство старославянского.​ Однако, до принятия христианства и юлианского календаря у славян, в т.ч.​ и у восточных славян, существовала собственная система летоисчисления с уникальными названиями месяцев, тесно связанными с природными циклами и сельскохозяйственными работами.​

Эти исконно русские названия, хотя и вышли из широкого употребления, сохранились в народной памяти, диалектах, пословицах и поговорках, свидетельствуя о наблюдательности и поэтическом восприятии мира нашими предками.

Например, март, начинавший год у древних славян, называли «березозол» – за то, что в эту пору начиналось сокодвижение у берез.​ Апрель, месяц пробуждения природы, именовали «цветень» – за буйное цветение деревьев и трав.​ Май, когда все вокруг зеленело, называли «травень».

Летние месяцы – июнь, июль и август – были временем сенокоса, сбора ягод и других даров природы.​ Июнь называли «изок» (кузнечик) или «червень» (красный месяц), июль – «липец» (время цветения липы), а август – «серпень» (время жатвы).

Осенние месяцы ассоциировались с увяданием природы, сбором урожая и подготовкой к зиме. Сентябрь называли «вересень» (от названия цветущего в эту пору вереска), октябрь – «листопад», а ноябрь – «грудень» (от слова «груда» – замерзшие комья земли).

Зимние месяцы, с их морозами и короткими днями, имели названия, связанные с холодом и снегом.​ Декабрь называли «студень», январь – «просинец» (от слова «просинь» – появление на небе голубизны после долгих пасмурных дней), а февраль – «лютый».​

Таким образом, в названиях месяцев отразилась история русского языка, впитавшего в себя как заимствования из других культур, так и исконно славянские корни, связанные с жизнью народа в гармонии с природой.​