Правописание слова «надломленный»

Слово «надломленный» пишется с двумя буквами «н», поскольку является причастием, образованным от глагола совершенного вида «надломить» с помощью суффикса «-енн-«․

Общие правила орфографии

Чтобы понять, почему слово «надломленный» пишется с двумя «н», обратимся к основным правилам русской орфографии, регулирующим написание -н- и -нн- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных․

Причастия, образованные от глаголов совершенного вида, пишутся с двумя -нн-․

Глагол «надломить» – глагол совершенного вида, что подтверждает наличие приставки «на-«, указывающей на завершенность действия․ Следовательно, образованное от него причастие «надломленный» также пишется с двумя «н»․

Причастия с зависимыми словами пишутся с двумя -нн-․

Например⁚ «ветка, надломленная сильным ветром»․ В данном случае наличие зависимого слова «ветром» указывает на то, что перед нами причастие, а значит, необходимо писать две буквы «н»․

Исключения из правил;

Как и в любом правиле, здесь есть исключения․ Некоторые слова, несмотря на соответствие вышеуказанным признакам, пишутся с одной «н»․ К таким словам относятся, например⁚ «раненый», «конченый», «желанный»․ Важно запомнить эти исключения, чтобы не допускать ошибок․

Отличие причастий от отглагольных прилагательных․

Иногда бывает сложно отличить причастие от отглагольного прилагательного․ Важно помнить, что причастия обозначают признак предмета по действию, которое совершается над ним, и часто имеют зависимые слова․ Отглагольные прилагательные, в свою очередь, обозначают постоянный признак предмета и не имеют зависимых слов․ Например⁚ «гружёный вагон» (причастие) – «грузовая машина» (отглагольное прилагательное)․

Таким образом, написание слова «надломленный» с двумя «н» обусловлено тем, что оно является причастием, образованным от глагола совершенного вида «надломить»․ Знание и понимание основных правил орфографии позволяет избежать ошибок в написании подобных слов и повысить грамотность речи․

Происхождение и морфемный состав слова

Слово «надломленный» имеет интересную историю происхождения и прозрачную морфемную структуру, которая помогает понять, почему оно пишется именно с двумя «н»․

Слово образовано от глагола «надломить», который, в свою очередь, является префиксальным производным от глагола «ломить»․ Глагол «ломить» – общеславянского происхождения, восходящего к праславянскому *lomiti, что означает «разбивать», «ломать»․ Приставка «над-» добавляет к значению основного глагола значение неполноты действия, частичного осуществления․

Морфемный состав слова «надломленный» выглядит следующим образом⁚

  • над- ⎼ приставка, обозначающая неполноту действия, направление сверху;
  • -лом- ― корень слова, несущий основное лексическое значение «разрушать», «ломать»;
  • -л- ― суффикс прошедшего времени глагола;
  • -енн- ― суффикс причастия страдательного залога прошедшего времени, образованного от глагола совершенного вида;
  • -ый ⎼ окончание прилагательного мужского рода единственного числа в именительном падеже․

Именно наличие суффикса «-енн-» указывает на то, что перед нами причастие, образованное от глагола совершенного вида, и, согласно правилам русской орфографии, требует написания двух «н»․

Таким образом, анализ происхождения и морфемного состава слова «надломленный» позволяет не только глубже понять его значение, но и обосновать написание с двумя «н», опираясь на знание правил словообразования и орфографии․

Значение и употребление в русском языке

Слово «надломленный» – многозначное слово, употребляющееся в русском языке как в прямом, так и в переносном значении․ Понимание его семантики помогает точнее интерпретировать тексты и грамотно использовать слово в собственной речи․

В прямом значении «надломленный» выступает как причастие страдательного залога, образованное от глагола «надломить»․ Оно обозначает предмет, который был подвергнут неполному, частичному разрушению, надлому, но не разделился на части полностью․ Например, «надломленная ветка», «надломленный карандаш», «надломленная трость»․

В переносном значении слово «надломленный» приобретает более глубокий смысл и используется для описания психологического состояния человека․ В этом случае оно характеризует человека морально подавленного, измученного жизненными трудностями, потерявшего веру в себя и свои силы․ Слово передает ощущение внутренней надломленности, хрупкости, уязвимости․ Например, «надломленная душа», «надломленная психика», «надломленный человек»․

В художественной литературе слово «надломленный» часто используется для создания ярких образов и передачи эмоционального состояния героев․ Оно помогает авторам подчеркнуть драматизм ситуации, внутреннюю борьбу персонажей, их уязвимость перед лицом жизненных испытаний․

Например, в произведениях Ф․М․ Достоевского часто встречаются герои с «надломленной» душой, переживающие глубокие душевные кризисы․

Слово «надломленный» обладает большой экспрессивной силой и позволяет создавать яркие образы, передающие сложные эмоциональные состояния․

Важно отметить, что в переносном значении слово «надломленный» употребляется только в полной форме․

Таким образом, слово «надломленный» – важный элемент русского языка, позволяющий точно и образно описывать как физические объекты, так и внутренний мир человека․

Примеры использования слова «надломленный» в литературе

Слово «надломленный», благодаря своей образности и способности передавать сложные душевные состояния, нашло широкое применение в русской литературе․ Оно встречается в произведениях самых разных авторов и эпох, помогая им создавать яркие и запоминающиеся образы․

Вспомним, например, роман Ф․М․ Достоевского «Преступление и наказание»․ Главный герой, Родион Раскольников, – яркий пример «надломленного» человека․ Его душа изранена нищетой, несправедливостью, собственными противоречивыми идеями․ Вот как описывает его автор⁚

«․․․он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посоромился бы днем выходить на улицу в таких лохмотьях․ Но Раскольников был до того уже надломлен, что не только не соромился, но даже и в голову ему не приходило․․․»

В этом отрывке слово «надломленный» передает крайнюю степень душевной опустошенности героя, его безразличие к внешнему виду, к мнению окружающих․ Он уже переступил некую грань, и это состояние находит отражение в его внешности, в его поступках, в его отношении к миру․

Другой пример – рассказ А․П․ Чехова «Человек в футляре»․ Главный герой, Беликов, – человек, боящийся жизни, стремящийся спрятаться от нее в свою «скорлупу»․ Он тоже по-своему «надломлен», но его «надломленность» проявляется в страхе перед реальностью, в стремлении к самоизоляции․

«․․․И даже в очень хорошую погоду он выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате․ И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо у него было, казалось, тоже в чехле․․․»

В этом описании «чехол» становится метафорой «надломленности» героя, его неспособности жить полной жизнью․

Эти примеры – лишь небольшая часть того, как слово «надломленный» используется в русской литературе․ Оно помогает писателям создавать объемные, психологически достоверные образы, передавать сложность внутреннего мира человека, его борьбу с самим собой и с обстоятельствами․