После смерти в 1953 году Сталин был помещён в Мавзолей Ленина. Однако‚ в 1961 году XXII съезд КПСС принял решение о перезахоронении.
Решение XXII съезда КПСС
XXII съезд КПСС‚ проходивший в октябре 1961 года‚ стал поворотным моментом в истории СССР. Именно на этом съезде было принято решение о выносе тела Иосифа Сталина из Мавзолея Ленина. Это решение стало кульминацией процесса «десталинизации»‚ начатого Хрущевым ещё на XX съезде в 1956 году.
К 1961 году культ личности Сталина был официально осуждён. На XX съезде Хрущёв выступил с закрытым докладом «О культе личности и его последствиях»‚ в котором подробно рассказал о преступлениях сталинского режима⁚ массовых репрессиях‚ депортациях народов‚ нарушении законности.
На XXII съезде критика Сталина продолжилась уже открыто и на новом уровне. Делегаты съезда‚ вдохновленные разоблачениями Хрущёва и атмосферой относительной свободы слова‚ открыто говорили о необходимости избавиться от наследия культа личности. Вынос тела Сталина из Мавзолея виделся как важный символический акт‚ знаменующий окончательный разрыв с прошлым.
30 октября 1961 года на съезде выступил первый секретарь Ленинградского обкома КПСС Спиридонов. Он открыто поставил вопрос о выносе тела Сталина из Мавзолея. Предложение Спиридонова было поддержано другими делегатами.
Чтобы придать решению вид легитимности и народной поддержки‚ Хрущев использовал театральный ход. На трибуну поднялась Дора Лазуркина‚ старая большевичка‚ участница революционного движения. Она со слезами на глазах рассказала о том‚ что ей привиделся Ленин‚ который пожаловался‚ что ему неприятно лежать рядом со Сталиным.
Это выступление‚ очевидно срежиссированное‚ произвело сильное впечатление на делегатов съезда. Решение о перезахоронении Сталина было принято единогласно.
XXII съезд КПСС закрепил курс на «десталинизацию». Вынос тела Сталина из Мавзолея стал одним из самых ярких символов этого процесса‚ ознаменовав собой конец целой эпохи в истории Советского Союза.
Критика культа личности и злоупотреблений властью
Решение о выносе тела Сталина из Мавзолея в 1961 году было непосредственным следствием развенчания культа его личности и осуждения преступлений‚ совершенных во время его правления. Критика сталинского режима‚ начавшаяся с доклада Хрущева на XX съезде КПСС в 1956 году‚ к XXII съезду достигла своего апогея.
В центре критики находилось тотальное злоупотребление Сталиным властью‚ которое привело к массовым репрессиям‚ уничтожению политических оппонентов‚ депортации целых народов и установлению атмосферы страха в обществе. Миллионы советских граждан стали жертвами репрессивной машины‚ созданной и контролируемой Сталиным.
На XX съезде Хрущёв‚ сам будучи частью сталинского аппарата‚ тем не менее‚ решился приоткрыть завесу тайны над преступлениями режима. Его доклад «О культе личности и его последствиях»‚ оглашённый в закрытом режиме‚ произвёл эффект разорвавшейся бомбы. В нём были озвучены факты о массовых арестах‚ пытках‚ казнях без суда и следствия. Хрущев обвинил Сталина в паранойе‚ жестокости и отходе от ленинских принципов партийного руководства.
На XXII съезде в 1961 году критика Сталина приобрела уже открытый характер. Делегаты съезда‚ многие из которых сами прошли через сталинские лагеря или потеряли близких в годы репрессий‚ открыто говорили о преступлениях режима.
Выступая на съезде‚ делегаты приводили многочисленные свидетельства фальсификации судебных дел‚ применения пыток‚ бесчеловечных условий содержания в лагерях. Осуждалась политика коллективизации‚ приведшая к голодомору в ряде регионов СССР.
Критика культа личности Сталина была не просто критикой одного человека‚ но и осуждением всей тоталитарной системы‚ построенной им. Вынос тела Сталина из Мавзолея стал логичным и закономерным итогом этого процесса‚ символическим актом разрыва с прошлым и попыткой построить новое‚ более справедливое общество.
«Завещание Ленина» и отношение к Сталину
Вопрос о том‚ почему Сталин был вынесен из Мавзолея‚ неразрывно связан с фигурой Ленина и его политическим наследием. После смерти Ленина в 1924 году Сталин умело использовал образ «вождя революции» для укрепления собственной власти. Он провозгласил себя верным последователем Ленина‚ наследником его дела‚ и на протяжении десятилетий культивировал эту связь.
Однако‚ уже в период правления Хрущева‚ начался процесс переосмысления роли Сталина и его отношения к Ленину. В фокусе внимания общественности оказалось так называемое «завещание Ленина» ─ ряд документов‚ написанных Лениным в последние годы жизни. В этих документах‚ в частности‚ в «Письме к съезду»‚ Ленин дал весьма нелестную характеристику Сталину‚ критикуя его грубость‚ властолюбие и склонность к интригам.
Ленин выражал опасение‚ что Сталин‚ сосредоточив в своих руках огромную власть‚ будет использовать ее не на благо партии и народа‚ а в личных интересах. Он предлагал рассмотреть вопрос о снятии Сталина с поста Генерального секретаря.
Хотя «завещание Ленина» было зачитано на XIII съезде партии в 1924 году‚ Сталин и его окружение сумели сохранить власть. Документы были засекречены‚ а их содержание искажалось в угоду официальной пропаганде.
Однако‚ после смерти Сталина и разоблачения культа личности‚ «завещание Ленина» приобрело новое звучание. Хрущев‚ стремясь отмежеваться от преступлений сталинского режима‚ использовал «завещание» как аргумент в пользу «десталинизации».
На XX и XXII съездах КПСС «завещание Ленина» было представлено как доказательство того‚ что Сталин предал дело Ленина‚ исказил его идеи и построил тоталитарный режим‚ чуждый ленинским принципам.
Вынос тела Сталина из Мавзолея‚ таким образом‚ был призван не только осудить преступления сталинского режима‚ но и символически восстановить «ленинские нормы» партийной жизни. Это был важный идеологический шаг‚ направленный на легитимацию власти Хрущева и его курса на построение «социализма с человеческим лицом».
Процесс перезахоронения⁚ от Мавзолея к Кремлёвской стене
Решение о выносе тела Сталина из Мавзолея было принято на XXII съезде КПСС‚ но сам процесс перезахоронения был окутан завесой секретности. Операция‚ проведенная в ночь с 31 октября на 1 ноября 1961 года‚ больше напоминала спецоперацию‚ нежели официальную церемонию прощания.
Пока в Кремле проходило заседание XXII съезда КПСС‚ на Красной площади уже вовсю шла подготовка к перезахоронению. Мавзолей Ленина‚ где с 1953 года покоилось и тело Сталина‚ закрыли от публики под предлогом проведения репетиции парада к годовщине Октябрьской революции.
Под покровом ночи к Мавзолею прибыла группа военных и партийных функционеров‚ которым предстояло провести эту деликатную миссию. Руководил процессом Николай Шверник‚ председатель Комитета партийного контроля.
Тело Сталина было извлечено из саркофага и перенесено в лабораторию‚ расположенную в здании Мавзолея. Согласно некоторым свидетельствам‚ с мундира Сталина были сняты золотые пуговицы и звезда Героя Социалистического Труда‚ которые заменили на латунные копии.
После этого тело‚ облаченное в военный мундир‚ поместили в деревянный гроб и подготовили к транспортировке.
Одновременно с этими приготовлениями у Кремлевской стены‚ неподалеку от Мавзолея‚ солдаты рыли могилу. Изначально планировалось‚ что Сталина похоронят на Новодевичьем кладбище‚ но в последний момент Хрущев изменил решение‚ опасаясь‚ что могила Сталина на Новодевичьем станет местом паломничества и создаст ненужный ажиотаж.
Около 22⁚00 гроб с телом Сталина вынесли из Мавзолея и на орудийном лафете перевезли к месту захоронения. По свидетельствам очевидцев‚ церемония была крайне скромной; Присутствовали лишь члены комиссии‚ солдаты охраны и несколько рабочих. Ни родственников Сталина‚ ни представителей широкой общественности на церемонии не было.
Гроб опустили в могилу‚ засыпали землей‚ и уже к утру на месте захоронения появилась временная гранитная плита с надписью «Сталин Иосиф Виссарионович 1879-1953»; В 1970 году плита была заменена на гранитный бюст работы скульптора Николая Чернышевского.
Перезахоронение Сталина прошло практически незамеченным для жителей Москвы. Лишь на следующий день люди заметили‚ что на Мавзолее исчезла вторая надпись‚ а саркофаг с телом Ленина вновь занял центральное место. Так завершилась целая эпоха в истории Советского Союза.
Реакция общественности и дальнейшая судьба захоронения
Перезахоронение Сталина‚ проведенное в обстановке строжайшей секретности‚ вызвало неоднозначную реакцию советского общества. Несмотря на то‚ что к 1961 году культ личности был официально осужден‚ а преступления сталинского режима получили широкую огласку‚ фигура Сталина по-прежнему имела немало сторонников‚ особенно среди старшего поколения.
Для многих людей‚ переживших войну‚ восстановивших страну из руин‚ Сталин оставался символом победы‚ сильным и волевым лидером. Критика Сталина и его вынос из Мавзолея воспринимались ими как несправедливость‚ попытка очернить прошлое и предать забвению его заслуги.
Среди части интеллигенции‚ а также среди тех‚ кто пострадал от репрессий‚ перезахоронение Сталина было воспринято с одобрением. Это событие трактовалось как торжество исторической справедливости‚ как важный шаг на пути к демократизации общества и преодолению последствий тоталитаризма.
Однако‚ большинство населения отнеслось к перезахоронению Сталина довольно равнодушно. Годы правления Хрущева характеризовались определенной либерализацией общественной жизни‚ люди были больше озабочены собственными проблемами⁚ ростом благосостояния‚ решением жилищного вопроса‚ получением образования.
В последующие годы могила Сталина у Кремлевской стены стала местом паломничества немногочисленных сторонников «вождя народов»‚ которые продолжали чтить его память и возлагать цветы к его могиле в дни его рождения и смерти.
В период перестройки и распада СССР вопрос о дальнейшей судьбе захоронения Сталина вновь стал предметом общественной дискуссии. Высказывались предложения о перезахоронении его останков на Новодевичьем кладбище или даже о возвращении тела Сталина в Мавзолей. Однако‚ эти предложения не получили поддержки ни со стороны властей‚ ни со стороны большинства общества.
Сегодня могила Сталина у Кремлевской стены остается одним из самых противоречивых и посещаемых мест в Москве‚ напоминая о сложной и противоречивой истории XX века.
Исторические споры и оценки личности Сталина
Вопрос о месте Сталина в истории и его роли в судьбе страны и по сей день остается одним из самых дискуссионных в российском обществе. Резкие‚ полярные оценки личности Сталина‚ варьирующиеся от восхваления до полного отрицания‚ обусловлены сложностью и противоречивостью исторического периода‚ с которым связано его имя.
Сторонники культа личности Сталина‚ часто называемые сталинистами‚ выделяют его заслуги в индустриализации страны‚ победе в Великой Отечественной войне и превращении СССР в одну из ведущих мировых держав. Они склонны оправдывать репрессии как необходимую меру для укрепления государства и борьбы с внутренними врагами.
Противники Сталина‚ напротив‚ акцентируют внимание на преступлениях тоталитарного режима⁚ массовых репрессиях‚ нарушениях прав человека‚ голодоморе‚ депортациях народов. Они подчеркивают огромные человеческие жертвы‚ которые понесла страна в период правления Сталина‚ и утверждают‚ что его методы управления были неэффективными и губительными для страны.
Современные историки и исследователи стараются дать более взвешенную и объективную оценку личности и деятельности Сталина‚ опираясь на архивные документы и свидетельства очевидцев. Они признают как его заслуги в некоторых областях‚ так и его ответственность за преступления тоталитарного режима.
Дискуссия о Сталине выходит далеко за рамки исторической науки и тесно связана с современной политической повесткой. Образ Сталина часто используется в политической борьбе‚ как инструмент пропаганды и манипуляции общественным сознанием.
Перезахоронение Сталина в 1961 году стало попыткой разорвать связь с культом личности‚ но не смогло полностью стереть его из исторической памяти. Споры о Сталине‚ скорее всего‚ будут продолжаться еще долгое время‚ напоминая о том‚ насколько важно помнить уроки прошлого и бороться с любыми формами тоталитаризма и авторитаризма.