В мире, где прагматизм и эгоизм становятся удручающей нормой, образ Матрены из рассказа Солженицына «Матрёнин двор» сияет особенно ярко. Автор не случайно называет её праведницей, ведь Матрена, подобно библейским праведникам, воплощает в себе высочайшие нравственные принципы. Её жизнь, полная лишений и самоотверженного труда, становится укором бездуховности окружающего мира, где жажда наживы и равнодушие к ближнему затмевают истинные человеческие ценности.
Образ жизни Матрены как отражение евангельских заповедей⁚
В рассказе «Матрёнин двор» Александр Солженицын рисует образ Матрены как воплощение истинной праведности, которая проявляется не в показной религиозности, а в каждом поступке, в самой сути её бытия. Её жизненный путь , это непрерывное следование евангельским заповедям, проявляющееся в искренней вере, всепрощении, бескорыстии и любви к ближнему.
Матрена живёт в ладу со своей совестью и в гармонии с природой, видя в каждом живом существе проявление Божественного творения. Она не ищет материального богатства, не стремится к накоплению имущества, её душа не очерствела под гнётом жизненных невзгод. Напротив, Матрена щедро делится всем, что имеет, с окружающими⁚ помогает односельчанам в их трудах, бескорыстно ухаживает за больным мужем золовки, даже свою горницу отдает на слом Кире, не требуя ничего взамен.
В её доме, пусть бедном и неказистом, царит атмосфера добра и душевного тепла. Здесь находит приют рассказчик, уставший от лжи и жестокости окружающего мира. Именно в Матрёнином доме он обретает покой и находит утешение, видя перед собой пример истинной человечности. Матрена не читает нравоучений, не кичится своей праведностью, она просто живёт, следуя своей природе, своей душе. Её жизнь — это молчаливый укор тем, кто погряз в мелочных страстях, кто разучился любить и сострадать.
Образ Матрёны — это символ уходящей Руси, символ народной нравственности и духовности, которые подвергаются испытанию в вихре исторических перемен. И в том, что такие люди, как Матрёна, ещё сохранились на земле, Солженицын видит надежду на возрождение России, на торжество добра и справедливости.
2.1. Бескорыстие и жертвенность⁚ жизнь для других.
Одним из главных качеств, позволяющих назвать Матрену из рассказа Солженицына «Матрёнин двор» праведницей, является ее безграничное бескорыстие и готовность к самопожертвованию. Вся ее жизнь – это цепь добрых дел, совершаемых не ради похвалы или награды, а по велению сердца, следуя евангельскому принципу «люби ближнего своего, как самого себя».
Матрена трудится не покладая рук, помогая всем, кто в этом нуждается⁚ односельчанам, родственникам, даже колхозу, не получая за это ни копейки. Она с радостью делится своим скромным достатком, не считаясь с собственными потребностями. Ярким примером её жертвенности служит история с горницей, которую Матрена без тени сомнения отдает на слом своей воспитаннице Кире, лишая себя части дома, нажитого тяжким трудом.
В мире, где царят прагматизм и расчет, такое поведение кажется, по меньшей мере, странным. Односельчане считают Матрену «не умехой», «непутевой», не понимая той глубинной мудрости, которая кроется в ее бескорыстии. Матрена же не ищет признания или благодарности, она находит удовлетворение в самом процессе дачи, в том, чтобы делать добро без оглядки на собственную выгоду.
Её жизнь становится ярким противопоставлением эгоизму и равнодушию окружающего мира. Матрена, отдавая себя без остатка, становится нравственным ориентиром, символом истинной человечности и духовного богатства, которое не измерить никакими материальными благами.
2.2. Всепрощение и отсутствие злобы⁚ противостояние жестокости мира.
В мире, где злоба и ненависть зачастую становятся двигателем человеческих поступков, Матрена из солженицынского «Матрёниного двора» предстает островком всепрощения и душевной чистоты. Её способность не держать зла даже на тех, кто причинил ей боль и несправедливость, поражает и восхищает. Это качество, редкое и ценное, делает её образ поистине праведным.
Жизнь Матрены не была усеяна розами⁚ она испытала горечь утраты детей, тяготы колхозного труда, равнодушие и корысть близких. Но ничто не смогло сломить её духа, отравить её душу горечью и обидой; Матрена не жалуется на судьбу, не ропщет на людей, она принимает всё, что посылает ей жизнь, с смирением и достоинством.
Даже Фаддея, её непутёвого и эгоистичного соседа, она не осуждает, а скорее жалеет. Матрена видит в людях не только плохое, но и хорошее, она способна понять и простить даже самые неблаговидные поступки. Её сердце открыто для всех, оно излучает тепло и доброту, словно солнце, освещающее всё вокруг.
В этом всепрощении и отсутствии злобы заключается главная сила Матрены, её нравственное превосходство над окружающими. Она противостоит жестокости мира не кулаками и проклятиями, а силой своей души, своей непоколебимой верой в добро и справедливость. Именно эта сила делает её образ таким светлым, притягательным и незабываемым.
2.3. Трудолюбие и естественность⁚ гармония с собой и природой.
В образе Матрены из «Матрёниного двора» Солженицын воплощает идеал праведной жизни, основанной на трудолюбии, естественности и гармонии с окружающим миром. Матрена не просто живёт в деревне, она срослась с ней, стала её неотъемлемой частью, черпая в этом единстве свою внутреннюю силу и душевный покой.
Её трудолюбие не знает границ. Матрена встаёт до рассвета и трудится до поздней ночи, не жалуясь на усталость и не требуя награды. Работа для неё , не тяжкая обязанность, а естественная потребность, способ самовыражения и источник радости. Она с любовью ухаживает за огородом, ходит за торфом, помогает односельчанам в поле, и в каждом её действии чувствуется глубокая связь с землёй, с природой.
Матрена живёт в ладу не только с природой, но и с самой собой. В ней нет ни ложной скромности, ни желания выделиться. Её поведение естественно и непринуждённо, в её словах и поступках нет и тени фальши или притворства. Она принимает себя такой, какая она есть, со всеми своими достоинствами и недостатками, и эта внутренняя гармония делает её образ особенно притягательным.
Именно в этом сочетании трудолюбия, естественности и гармонии с миром заключается праведность Матрены, её нравственная сила и духовная красота. Она живёт по законам совести и природы, не подчиняясь ложным ценностям и не стремясь к наживе. Её жизнь — это тихий подвиг, пример для подражания в мире, где люди всё чаще забывают о своих корнях, о простых и вечных истинах.
Противопоставление Матрены другим персонажам⁚
В рассказе «Матрёнин двор» Александр Солженицын проводит яркую грань между образом Матрены и окружающими её персонажами, подчеркивая тем самым её нравственное превосходство и обосновывая название её «праведницей». Матрена, со своей бескорыстной добротой, трудолюбием и внутренней гармонией, предстает ярким светом на фоне равнодушия, корысти и духовной слепоты других жителей деревни.
Её золовки, например, заботятся только о своей выгоде, стремясь урвать кусок побольше из матрениного наследства. Они не проявляют ни капли сочувствия к покойной, их интересует лишь материальная сторона дела. Односельчане также далеки от понимания истинной ценности Матрены. Они пользуются её добротой, но считают её «не умехой», «чудной», не замечая её духовного богатства.
Даже Фаддей, с которым Матрену связывали годы совместной жизни, оказывается не способен оценить её по достоинству. Он видит в ней лишь бесплатную рабочую силу и источник материальной помощи, не замечая её душевной красоты и глубины её чувств.
Единственный человек, кто способен понять и оценить Матрену, — это рассказчик, человек из другого мира, уставший от лжи и жестокости. Он видит в ней то, чего не замечают остальные, — нравственную силу, духовную чистоту и непоколебимую веру в добро. Именно его глазами мы смотрим на Матрену, и именно его голосом звучит авторская оценка⁚ «На таких, как она, держится земля русская».
3.1. Фаддей⁚ прагматизм и эгоизм в противовес духовности.
Образ Фаддея в «Матрёнином дворе» Солженицына служит разительным контрастом нравственной чистоте главной героини. Фаддей – это воплощение прагматизма, эгоизма и бездуховности, царящих в мире, где материальные ценности ставятся выше духовных. На его фоне праведность Матрены проявляется ещё ярче и трогательнее.
Фаддей не способен на бескорыстие и самопожертвование. Вся его сущность сосредоточена на собственной выгоде, на желании приобрести и преумножить. Он не знает жалости даже к близким людям, что проявляется в его отношении к семье и к самой Матрёне. В его глазах она — лишь бесплатная рабочая сила, которой можно пользоваться в своих интересах.
Даже трагическая гибель Матрены не вызывает в нём истинных эмоций. Он скорбит не о ней, а о потерянной горнице, о том, что его планы рухнули. Эта бездуховность, эта неспособность к сопереживанию и состраданию делают его образ отталкивающим и вызывают у читателя острое чувство несправедливости по отношению к Матрёне.
Противопоставление Матрены и Фаддея — это противопоставление двух мировоззрений, двух систем ценностей. Матрена живёт по законам души, руководствуясь любовью, состраданием и бескорыстием. Фаддей же подчиняется законам материального мира, где царят расчёт, эгоизм и равнодушие. Именно поэтому Матрена и удостоит звания «праведницы», тогда как Фаддей останется в памяти читателя как символ духовной нищеты и безнравственности.
3.2. Односельчане⁚ равнодушие и потребительство как норма жизни.
В «Матрёнином дворе» Солженицын противопоставляет праведность Матрены бездуховности не только отдельных персонажей, но и всей деревенской общины в целом; Односельчане, на фоне которых ещё ярче вырисовывается нравственная чистота главной героини, представляют собой удручающую картину равнодушия и потребительства, ставших для них своеобразной нормой жизни;
Они привыкли брать, не давая ничего взамен, эксплуатируя доброту и отзывчивость Матрены. Её труд воспринимается ими как должное, а бескорыстная помощь не вызывает ни благодарности, ни уважения. Односельчане не задумываются о том, что движет Матреной, какие душевные качества стоят за её поступками. Их интересует лишь собственная выгода, и в этом погоне за материальным они утрачивают способность к сопереживанию, к духовной близости.
Показательна сцена похорон Матрены. Вместо скорби и сожаления о потере искреннего и доброго человека, в доме покойной царит атмосфера корысти и расчета. Родственники делят её нехитрое имущество, сплетничают и перемывают кости умершей, демонстрируя полное отсутствие духовности и нравственных принципов.
На этом фоне образ Матрены, её жизнь, полная труда и самопожертвования, воспринимаются как укор равнодушию и бездуховности окружающих. Солженицын подчеркивает, что именно такие люди, как Матрена, со своей внутренней светоносностью и нравственной стойкостью, являются истинной опорой мира, хранителями вечных человеческих ценностей.