В мире, где прагматизм и эгоизм становятся удручающей нормой, образ Матрены из рассказа Солженицына «Матрёнин двор» сияет особенно ярко. Автор не случайно называет её праведницей, ведь Матрена, подобно библейским праведникам, воплощает в себе высочайшие нравственные принципы.​ Её жизнь, полная лишений и самоотверженного труда, становится укором бездуховности окружающего мира, где жажда наживы и равнодушие к ближнему затмевают истинные человеческие ценности.

Образ жизни Матрены как отражение евангельских заповедей⁚

В рассказе «Матрёнин двор» Александр Солженицын рисует образ Матрены как воплощение истинной праведности, которая проявляется не в показной религиозности, а в каждом поступке, в самой сути её бытия. Её жизненный путь , это непрерывное следование евангельским заповедям, проявляющееся в искренней вере, всепрощении, бескорыстии и любви к ближнему.​

Матрена живёт в ладу со своей совестью и в гармонии с природой, видя в каждом живом существе проявление Божественного творения.​ Она не ищет материального богатства, не стремится к накоплению имущества, её душа не очерствела под гнётом жизненных невзгод.​ Напротив, Матрена щедро делится всем, что имеет, с окружающими⁚ помогает односельчанам в их трудах, бескорыстно ухаживает за больным мужем золовки, даже свою горницу отдает на слом Кире, не требуя ничего взамен.​

В её доме, пусть бедном и неказистом, царит атмосфера добра и душевного тепла.​ Здесь находит приют рассказчик, уставший от лжи и жестокости окружающего мира.​ Именно в Матрёнином доме он обретает покой и находит утешение, видя перед собой пример истинной человечности.​ Матрена не читает нравоучений, не кичится своей праведностью, она просто живёт, следуя своей природе, своей душе.​ Её жизнь — это молчаливый укор тем, кто погряз в мелочных страстях, кто разучился любить и сострадать.​

Образ Матрёны — это символ уходящей Руси, символ народной нравственности и духовности, которые подвергаются испытанию в вихре исторических перемен.​ И в том, что такие люди, как Матрёна, ещё сохранились на земле, Солженицын видит надежду на возрождение России, на торжество добра и справедливости.​

2.​1.​ Бескорыстие и жертвенность⁚ жизнь для других.​

Одним из главных качеств, позволяющих назвать Матрену из рассказа Солженицына «Матрёнин двор» праведницей, является ее безграничное бескорыстие и готовность к самопожертвованию. Вся ее жизнь – это цепь добрых дел, совершаемых не ради похвалы или награды, а по велению сердца, следуя евангельскому принципу «люби ближнего своего, как самого себя».​

Матрена трудится не покладая рук, помогая всем, кто в этом нуждается⁚ односельчанам, родственникам, даже колхозу, не получая за это ни копейки. Она с радостью делится своим скромным достатком, не считаясь с собственными потребностями.​ Ярким примером её жертвенности служит история с горницей, которую Матрена без тени сомнения отдает на слом своей воспитаннице Кире, лишая себя части дома, нажитого тяжким трудом.​

В мире, где царят прагматизм и расчет, такое поведение кажется, по меньшей мере, странным.​ Односельчане считают Матрену «не умехой», «непутевой», не понимая той глубинной мудрости, которая кроется в ее бескорыстии.​ Матрена же не ищет признания или благодарности, она находит удовлетворение в самом процессе дачи, в том, чтобы делать добро без оглядки на собственную выгоду.

Её жизнь становится ярким противопоставлением эгоизму и равнодушию окружающего мира. Матрена, отдавая себя без остатка, становится нравственным ориентиром, символом истинной человечности и духовного богатства, которое не измерить никакими материальными благами.​

2.​2.​ Всепрощение и отсутствие злобы⁚ противостояние жестокости мира.​

В мире, где злоба и ненависть зачастую становятся двигателем человеческих поступков, Матрена из солженицынского «Матрёниного двора» предстает островком всепрощения и душевной чистоты.​ Её способность не держать зла даже на тех, кто причинил ей боль и несправедливость, поражает и восхищает.​ Это качество, редкое и ценное, делает её образ поистине праведным.

Жизнь Матрены не была усеяна розами⁚ она испытала горечь утраты детей, тяготы колхозного труда, равнодушие и корысть близких.​ Но ничто не смогло сломить её духа, отравить её душу горечью и обидой; Матрена не жалуется на судьбу, не ропщет на людей, она принимает всё, что посылает ей жизнь, с смирением и достоинством.​

Даже Фаддея, её непутёвого и эгоистичного соседа, она не осуждает, а скорее жалеет. Матрена видит в людях не только плохое, но и хорошее, она способна понять и простить даже самые неблаговидные поступки. Её сердце открыто для всех, оно излучает тепло и доброту, словно солнце, освещающее всё вокруг.​

В этом всепрощении и отсутствии злобы заключается главная сила Матрены, её нравственное превосходство над окружающими.​ Она противостоит жестокости мира не кулаками и проклятиями, а силой своей души, своей непоколебимой верой в добро и справедливость. Именно эта сила делает её образ таким светлым, притягательным и незабываемым.

2.​3. Трудолюбие и естественность⁚ гармония с собой и природой.​

В образе Матрены из «Матрёниного двора» Солженицын воплощает идеал праведной жизни, основанной на трудолюбии, естественности и гармонии с окружающим миром.​ Матрена не просто живёт в деревне, она срослась с ней, стала её неотъемлемой частью, черпая в этом единстве свою внутреннюю силу и душевный покой.​

Её трудолюбие не знает границ.​ Матрена встаёт до рассвета и трудится до поздней ночи, не жалуясь на усталость и не требуя награды. Работа для неё , не тяжкая обязанность, а естественная потребность, способ самовыражения и источник радости.​ Она с любовью ухаживает за огородом, ходит за торфом, помогает односельчанам в поле, и в каждом её действии чувствуется глубокая связь с землёй, с природой.​

Матрена живёт в ладу не только с природой, но и с самой собой. В ней нет ни ложной скромности, ни желания выделиться. Её поведение естественно и непринуждённо, в её словах и поступках нет и тени фальши или притворства.​ Она принимает себя такой, какая она есть, со всеми своими достоинствами и недостатками, и эта внутренняя гармония делает её образ особенно притягательным.​

Именно в этом сочетании трудолюбия, естественности и гармонии с миром заключается праведность Матрены, её нравственная сила и духовная красота.​ Она живёт по законам совести и природы, не подчиняясь ложным ценностям и не стремясь к наживе. Её жизнь — это тихий подвиг, пример для подражания в мире, где люди всё чаще забывают о своих корнях, о простых и вечных истинах.

Противопоставление Матрены другим персонажам⁚

В рассказе «Матрёнин двор» Александр Солженицын проводит яркую грань между образом Матрены и окружающими её персонажами, подчеркивая тем самым её нравственное превосходство и обосновывая название её «праведницей».​ Матрена, со своей бескорыстной добротой, трудолюбием и внутренней гармонией, предстает ярким светом на фоне равнодушия, корысти и духовной слепоты других жителей деревни.​

Её золовки, например, заботятся только о своей выгоде, стремясь урвать кусок побольше из матрениного наследства. Они не проявляют ни капли сочувствия к покойной, их интересует лишь материальная сторона дела.​ Односельчане также далеки от понимания истинной ценности Матрены.​ Они пользуются её добротой, но считают её «не умехой», «чудной», не замечая её духовного богатства.​

Даже Фаддей, с которым Матрену связывали годы совместной жизни, оказывается не способен оценить её по достоинству.​ Он видит в ней лишь бесплатную рабочую силу и источник материальной помощи, не замечая её душевной красоты и глубины её чувств.​

Единственный человек, кто способен понять и оценить Матрену, — это рассказчик, человек из другого мира, уставший от лжи и жестокости.​ Он видит в ней то, чего не замечают остальные, — нравственную силу, духовную чистоту и непоколебимую веру в добро.​ Именно его глазами мы смотрим на Матрену, и именно его голосом звучит авторская оценка⁚ «На таких, как она, держится земля русская».​

3.​1.​ Фаддей⁚ прагматизм и эгоизм в противовес духовности.

Образ Фаддея в «Матрёнином дворе» Солженицына служит разительным контрастом нравственной чистоте главной героини.​ Фаддей – это воплощение прагматизма, эгоизма и бездуховности, царящих в мире, где материальные ценности ставятся выше духовных.​ На его фоне праведность Матрены проявляется ещё ярче и трогательнее.​

Фаддей не способен на бескорыстие и самопожертвование.​ Вся его сущность сосредоточена на собственной выгоде, на желании приобрести и преумножить.​ Он не знает жалости даже к близким людям, что проявляется в его отношении к семье и к самой Матрёне.​ В его глазах она — лишь бесплатная рабочая сила, которой можно пользоваться в своих интересах.​

Даже трагическая гибель Матрены не вызывает в нём истинных эмоций. Он скорбит не о ней, а о потерянной горнице, о том, что его планы рухнули.​ Эта бездуховность, эта неспособность к сопереживанию и состраданию делают его образ отталкивающим и вызывают у читателя острое чувство несправедливости по отношению к Матрёне.​

Противопоставление Матрены и Фаддея — это противопоставление двух мировоззрений, двух систем ценностей.​ Матрена живёт по законам души, руководствуясь любовью, состраданием и бескорыстием.​ Фаддей же подчиняется законам материального мира, где царят расчёт, эгоизм и равнодушие.​ Именно поэтому Матрена и удостоит звания «праведницы», тогда как Фаддей останется в памяти читателя как символ духовной нищеты и безнравственности.

3.2.​ Односельчане⁚ равнодушие и потребительство как норма жизни.

В «Матрёнином дворе» Солженицын противопоставляет праведность Матрены бездуховности не только отдельных персонажей, но и всей деревенской общины в целом; Односельчане, на фоне которых ещё ярче вырисовывается нравственная чистота главной героини, представляют собой удручающую картину равнодушия и потребительства, ставших для них своеобразной нормой жизни;

Они привыкли брать, не давая ничего взамен, эксплуатируя доброту и отзывчивость Матрены.​ Её труд воспринимается ими как должное, а бескорыстная помощь не вызывает ни благодарности, ни уважения. Односельчане не задумываются о том, что движет Матреной, какие душевные качества стоят за её поступками.​ Их интересует лишь собственная выгода, и в этом погоне за материальным они утрачивают способность к сопереживанию, к духовной близости.​

Показательна сцена похорон Матрены.​ Вместо скорби и сожаления о потере искреннего и доброго человека, в доме покойной царит атмосфера корысти и расчета.​ Родственники делят её нехитрое имущество, сплетничают и перемывают кости умершей, демонстрируя полное отсутствие духовности и нравственных принципов.​

На этом фоне образ Матрены, её жизнь, полная труда и самопожертвования, воспринимаются как укор равнодушию и бездуховности окружающих.​ Солженицын подчеркивает, что именно такие люди, как Матрена, со своей внутренней светоносностью и нравственной стойкостью, являются истинной опорой мира, хранителями вечных человеческих ценностей.​