Вступление
В галерее помещиков поэмы Н.В; Гоголя «Мертвые души» образ Настасьи Петровны Коробочки занимает особое место. Эта героиня, с головой погруженная в дела собственного имения, предстает перед читателем как ограниченная и корыстная особа; Цель жизни Коробочки – накопление материальных благ, и в погоне за этим она утрачивает человеческие качества, превращаясь в «мертвую душу».
Образ жизни и хозяйство Коробочки
Образ жизни и хозяйство Настасьи Петровны Коробочки являються ярким отражением ее внутренней сущности – «мертвой души», погрязшей в рутине и мелочных материальных заботах. Гоголь не случайно называет ее «дубинноголовой» – ее кругозор ограничен стенами собственного дома и узким миром хозяйственных хлопот.
Усадьба Коробочки, куда случайно попадает Чичиков, производит гнетущее впечатление. Небольшой, «запущенный» домик, лужа перед крыльцом, освещенная светом из окон – все это говорит о том, что хозяйка не заботится о красоте и уюте, ее интересует лишь практическая сторона жизни.
Коробочка – типичная представительница мелкопоместного дворянства, ее жизнь подчинена строгому распорядку и неизменным традициям. Дни ее проходят в бесконечных хлопотах по хозяйству⁚ она следит за крестьянами, торгует продуктами, копит деньги. Все ее мысли заняты тем, чтобы преумножить свое и без того небогатое состояние.
Хозяйство Коробочки, как и ее образ жизни, носит отпечаток скупости и мелочности. Она тщательно следит за каждой копейкой, торгуется из-за грошей, боится продешевить. Ее кладовые забиты всякой всячиной⁚ медом, пенькой, салом, сушеными фруктами. Все это хранится годами в ожидании выгодной продажи.
Коробочка гордится своим хозяйством и считает себя рассудительной и практичной хозяйкой. Она не понимает стремления Чичикова к «эфемерным» мертвым душам и видит в этом лишь странность и безрассудство.
Образ жизни и хозяйство Коробочки – это своеобразная метафора ее внутреннего мира, ограниченного, скупого, лишенного всяких духовных потребностей. Она живет по принципу «мой дом – моя крепость», отгородившись от внешнего мира стеной мелочных забот и материальных интересов.
Характер и поведение Коробочки
Настасья Петровна Коробочка – яркий пример «мертвой души», застрявшей в болоте мелочности, корысти и невежества. Гоголь мастерски выписывает ее характер и поведение, подчеркивая ограниченность, скупость и полное отсутствие духовных интересов.
Коробочка – женщина пожилая, вдова коллежского секретаря. Она производит впечатление простой, даже простодушной женщины, но за этой внешней простотой скрывается расчетливый и черствый ум. Главные черты ее характера – скупость, подозрительность и непомерная привязанность к наживе. Она не видит разницы между живыми и мертвыми душами, воспринимая их лишь как объект купли-продажи.
Поведение Коробочки полностью соответствует ее характеру. Она неуклюжа, медлительна, ее речь пестрит просторечными словечками и поговорками. Коробочка не способна к духовной близости, ее не интересуют ни люди, ни события внешнего мира. Она живет в замкнутом мире своих мелочных интересов, где главное место занимают хозяйственные хлопоты и накопление денег.
В общении Коробочка непосредственна и даже фамильярна, но эта фамильярность граничит с хамством. Она не стесняется высказывать Чичикову свои подозрения и торговаться с ним из-за каждой копейки.
Одной из самых ярких черт характера Коробочки является ее упрямство. Она с трудом меняет свои привычки и убеждения, даже если они противоречат здравому смыслу. Коробочка до последнего не хочет продавать Чичикову мертвые души, опасаясь продешевить. Она едет в город, чтобы узнать цену на этот «товар», и только убедившись, что Чичиков предлагает ей выгодную сделку, соглашается ее заключить.
Характер и поведение Коробочки вызывают у читателя смех сквозь слезы. В ее образе Гоголь запечатлел тип человека, духовно опустошенного и нравственно уродливого. Коробочка – это «мертвая душа», которая живет в мире материальных ценностей и не способна к духовному росту.
Сделка с Чичиковым⁚ проявление «мертвой души»
Эпизод сделки Чичикова с Коробочкой является одним из ключевых в поэме «Мертвые души», ярко иллюстрируя нравственную деградацию и духовную пустоту помещицы. Именно в этой сцене «мертвость» души Коробочки проявляется особенно выпукло и гротескно.
Когда Чичиков начинает разговор о покупке «мертвых душ», Коробочка, привыкшая торговать исключительно материальными благами, впадает в ступор. Она не может понять, зачем кому-то понадобились души уже умерших крестьян, и видит в этом предложении лишь странность и чудаковатость.
Однако жажда наживы, присущая Коробочке, берет верх над здравым смыслом и даже страхом перед чем-то необычным. Она начинает торговаться с Чичиковым, пытаясь выторговать за «мертвые души» как можно больше денег. Коробочка боится продешевить, ведь она привыкла видеть во всем предмет купли-продажи, в том числе и в человеческих душах.
В ходе торга Коробочка демонстрирует полное отсутствие нравственных принципов. Она торгуется за каждую душу, вспоминая достоинства умерших крестьян, словно речь идет о скоте или мешках с мукой. Эта сцена вызывает у читателя смех сквозь слезы, ведь Гоголь мастерски показывает, насколько далеко может зайти человек в своей жажде наживы.
Сделка с Чичиковым становится своеобразным символом духовной мертвечины, царящей в мире помещиков. Коробочка, продавая «мертвые души», продаёт часть своей собственной души, окончательно утрачивая человеческий облик.
Эпизод сделки с Чичиковым является важным этапом в разоблачении Гоголем пороков крепостнического строя. Помещики, подобные Коробочке, готовы торговать всем, что попадает им в руки, даже человеческими душами; Они не видят в этом ничего зазорного, ведь для них главное – собственная выгода.
Символизм фамилии и образа жизни
В поэме «Мертвые души» Гоголь использует говорящие фамилии, которые ярко характеризуют внутренний мир и образ жизни героев. Фамилия «Коробочка», выбранная для Настасьи Петровны, – не просто случайность, а тонкий художественный прием, подчеркивающий ее ограниченность, мелочность и «мертвенность» души.
Коробочка – это нечто маленькое, замкнутое, ограниченное. Именно такой предстает перед нами Настасья Петровна – женщина, живущая в тесном мирке своих хозяйственных забот и мелочных интересов. Ее кругозор ограничен стенами усадьбы, а духовный мир напоминает пустую коробку, лишенную каких-либо ярких красок и эмоций.
Образ жизни Коробочки полностью соответствует ее говорящей фамилии. Она словно бы заперта в своей «коробке» – усадьбе, где все подчинено строгому распорядку и неизменным традициям. Дни Коробочки проходят в бесконечных хлопотах по хозяйству⁚ она торгует продуктами, копит деньги, следит за крестьянами.
Коробочка боится всего нового и неизведанного, она предпочитает держаться за свое привычное существование, даже если оно серо и однообразно. Ее не интересует ничего, кроме собственного благополучия, она равнодушна к страданиям других людей и не способна на глубокие чувства.
Символично, что даже дом Коробочки напоминает коробку – небольшой, запущенный, с заколоченными ставнями. Он словно бы отражает внутренний мир хозяйки – замкнутый, темный, лишенный света и тепла.
Таким образом, фамилия и образ жизни Коробочки неразрывно связаны между собой. Они дополняют и усиливают друг друга, создавая яркий и запоминающийся образ «мертвой души», погрязшей в мелочности, скупости и бездуховности.
Место Коробочки в галерее помещиков Гоголя
В галерее гоголевских помещиков из «Мертвых душ» Настасья Петровна Коробочка занимает особое место. Она не обладает ни маниловской мечтательностью, ни собакевической грубостью, ни плюшкинской скупостью в последней стадии. Тем не менее, Коробочка – неотъемлемая часть этой галереи «мертвых душ», и ее образ играет важную роль в раскрытии авторского замысла.
Коробочку можно назвать собирательным образом мелкого провинциального дворянства. Ее жизнь течет размеренно и однообразно, интересы ограничены хозяйством и накоплением денег. Она не злобна и не жестока, скорее, безразлична ко всему, что не касается ее собственных интересов.
В отличие от других помещиков, Коробочка не вызывает у читателя отвращения или презрения. Скорее, она вызывает грусть и сожаление. Ее «мертвенность» – это не результат злого умысла или нравственного падения, а скорее, следствие ограниченности, невежества и отсутствия духовных ориентиров.
Гоголь мастерски вписывает образ Коробочки в общую картину нравственного упадка помещичьего класса. Она – одно из звеньев в цепи духовной деградации, которая захватила всю Россию.
Важно отметить, что Коробочка – единственная женщина в галерее помещиков Гоголя. Это не случайно⁚ автор подчеркивает, что «мертвенность» души не зависит от пола или возраста, она поражает все слои общества.
Образ Коробочки важен для понимания общего замысла поэмы «Мертвые души». Гоголь показывает, что «мертвенность» души – это не частный случай, а типичное явление для России того времени. И пока люди будут жить в своих тесных «коробочках», не замечая ничего вокруг, страна будет оставаться в духовном застое.
Образ Настасьи Петровны Коробочки в поэме Гоголя «Мертвые души» – яркий пример «мертвой души», человека, погрязшего в рутине, мелочных интересах и материальных заботах, утратившего способность к духовному росту и нравственному совершенствованию.
Коробочку нельзя назвать злой или порочной. Она скорее вызывает жалость и грусть, ведь ее «мертвенность» – это результат не злого умысла, а духовной ограниченности, невежества и отсутствия жизненных ориентиров. Ее мир сужен до размеров собственной усадьбы, а интересы ограничены хозяйственными хлопотами и накоплением денег.
Коробочка не способна к духовной близости, она не испытывает глубоких чувств, не интересуется ничем, кроме собственного благополучия. Ее не трогают страдания крестьян, она равнодушна к судьбам других людей. Даже смерть для неё – лишь повод для торга, а души умерших крестьян – товар, который можно выгодно продать.
Сделка с Чичиковым, где Коробочка торгуется за каждую «мертвую душу», словно за мешок с мукой, ярко иллюстрирует ее нравственную деградацию. В этой сцене она предстает перед нами как человек, полностью утративший духовные ориентиры и нравственные принципы.
Гоголь не случайно наделяет Коробочку говорящей фамилией. Она, как и ее усадьба, напоминает замкнутую «коробку», где нет места для света, тепла и духовности. Она живет в своем маленьком мирке, не замечая ничего вокруг, и ее душа постепенно умирает, погружаясь в мрак безразличия и мелочности.
Образ Коробочки – это предостережение для всех нас. Он напоминает о том, что материальные блага и мелочные интересы способны уничтожить в человеке все человеческое, превратив его в бездушную тень, «мертвую душу».