Вступление

В галерее помещиков поэмы Н.В; Гоголя «Мертвые души» образ Настасьи Петровны Коробочки занимает особое место.​ Эта героиня, с головой погруженная в дела собственного имения, предстает перед читателем как ограниченная и корыстная особа; Цель жизни Коробочки – накопление материальных благ, и в погоне за этим она утрачивает человеческие качества, превращаясь в «мертвую душу».

Образ жизни и хозяйство Коробочки

Образ жизни и хозяйство Настасьи Петровны Коробочки являються ярким отражением ее внутренней сущности – «мертвой души», погрязшей в рутине и мелочных материальных заботах.​ Гоголь не случайно называет ее «дубинноголовой» – ее кругозор ограничен стенами собственного дома и узким миром хозяйственных хлопот.​

Усадьба Коробочки, куда случайно попадает Чичиков, производит гнетущее впечатление. Небольшой, «запущенный» домик, лужа перед крыльцом, освещенная светом из окон – все это говорит о том, что хозяйка не заботится о красоте и уюте, ее интересует лишь практическая сторона жизни.​

Коробочка – типичная представительница мелкопоместного дворянства, ее жизнь подчинена строгому распорядку и неизменным традициям.​ Дни ее проходят в бесконечных хлопотах по хозяйству⁚ она следит за крестьянами, торгует продуктами, копит деньги. Все ее мысли заняты тем, чтобы преумножить свое и без того небогатое состояние.​

Хозяйство Коробочки, как и ее образ жизни, носит отпечаток скупости и мелочности.​ Она тщательно следит за каждой копейкой, торгуется из-за грошей, боится продешевить.​ Ее кладовые забиты всякой всячиной⁚ медом, пенькой, салом, сушеными фруктами.​ Все это хранится годами в ожидании выгодной продажи.​

Коробочка гордится своим хозяйством и считает себя рассудительной и практичной хозяйкой. Она не понимает стремления Чичикова к «эфемерным» мертвым душам и видит в этом лишь странность и безрассудство.​

Образ жизни и хозяйство Коробочки – это своеобразная метафора ее внутреннего мира, ограниченного, скупого, лишенного всяких духовных потребностей.​ Она живет по принципу «мой дом – моя крепость», отгородившись от внешнего мира стеной мелочных забот и материальных интересов.

Характер и поведение Коробочки

Настасья Петровна Коробочка – яркий пример «мертвой души», застрявшей в болоте мелочности, корысти и невежества.​ Гоголь мастерски выписывает ее характер и поведение, подчеркивая ограниченность, скупость и полное отсутствие духовных интересов.​

Коробочка – женщина пожилая, вдова коллежского секретаря.​ Она производит впечатление простой, даже простодушной женщины, но за этой внешней простотой скрывается расчетливый и черствый ум. Главные черты ее характера – скупость, подозрительность и непомерная привязанность к наживе.​ Она не видит разницы между живыми и мертвыми душами, воспринимая их лишь как объект купли-продажи.

Поведение Коробочки полностью соответствует ее характеру.​ Она неуклюжа, медлительна, ее речь пестрит просторечными словечками и поговорками. Коробочка не способна к духовной близости, ее не интересуют ни люди, ни события внешнего мира.​ Она живет в замкнутом мире своих мелочных интересов, где главное место занимают хозяйственные хлопоты и накопление денег.​

В общении Коробочка непосредственна и даже фамильярна, но эта фамильярность граничит с хамством.​ Она не стесняется высказывать Чичикову свои подозрения и торговаться с ним из-за каждой копейки.​

Одной из самых ярких черт характера Коробочки является ее упрямство. Она с трудом меняет свои привычки и убеждения, даже если они противоречат здравому смыслу.​ Коробочка до последнего не хочет продавать Чичикову мертвые души, опасаясь продешевить.​ Она едет в город, чтобы узнать цену на этот «товар», и только убедившись, что Чичиков предлагает ей выгодную сделку, соглашается ее заключить.​

Характер и поведение Коробочки вызывают у читателя смех сквозь слезы. В ее образе Гоголь запечатлел тип человека, духовно опустошенного и нравственно уродливого. Коробочка – это «мертвая душа», которая живет в мире материальных ценностей и не способна к духовному росту.

Сделка с Чичиковым⁚ проявление «мертвой души»

Эпизод сделки Чичикова с Коробочкой является одним из ключевых в поэме «Мертвые души», ярко иллюстрируя нравственную деградацию и духовную пустоту помещицы.​ Именно в этой сцене «мертвость» души Коробочки проявляется особенно выпукло и гротескно.​

Когда Чичиков начинает разговор о покупке «мертвых душ», Коробочка, привыкшая торговать исключительно материальными благами, впадает в ступор.​ Она не может понять, зачем кому-то понадобились души уже умерших крестьян, и видит в этом предложении лишь странность и чудаковатость.​

Однако жажда наживы, присущая Коробочке, берет верх над здравым смыслом и даже страхом перед чем-то необычным.​ Она начинает торговаться с Чичиковым, пытаясь выторговать за «мертвые души» как можно больше денег.​ Коробочка боится продешевить, ведь она привыкла видеть во всем предмет купли-продажи, в том числе и в человеческих душах.​

В ходе торга Коробочка демонстрирует полное отсутствие нравственных принципов.​ Она торгуется за каждую душу, вспоминая достоинства умерших крестьян, словно речь идет о скоте или мешках с мукой. Эта сцена вызывает у читателя смех сквозь слезы, ведь Гоголь мастерски показывает, насколько далеко может зайти человек в своей жажде наживы.​

Сделка с Чичиковым становится своеобразным символом духовной мертвечины, царящей в мире помещиков.​ Коробочка, продавая «мертвые души», продаёт часть своей собственной души, окончательно утрачивая человеческий облик.​

Эпизод сделки с Чичиковым является важным этапом в разоблачении Гоголем пороков крепостнического строя.​ Помещики, подобные Коробочке, готовы торговать всем, что попадает им в руки, даже человеческими душами; Они не видят в этом ничего зазорного, ведь для них главное – собственная выгода.

Символизм фамилии и образа жизни

В поэме «Мертвые души» Гоголь использует говорящие фамилии, которые ярко характеризуют внутренний мир и образ жизни героев. Фамилия «Коробочка», выбранная для Настасьи Петровны, – не просто случайность, а тонкий художественный прием, подчеркивающий ее ограниченность, мелочность и «мертвенность» души.​

Коробочка – это нечто маленькое, замкнутое, ограниченное.​ Именно такой предстает перед нами Настасья Петровна – женщина, живущая в тесном мирке своих хозяйственных забот и мелочных интересов.​ Ее кругозор ограничен стенами усадьбы, а духовный мир напоминает пустую коробку, лишенную каких-либо ярких красок и эмоций.​

Образ жизни Коробочки полностью соответствует ее говорящей фамилии.​ Она словно бы заперта в своей «коробке» – усадьбе, где все подчинено строгому распорядку и неизменным традициям.​ Дни Коробочки проходят в бесконечных хлопотах по хозяйству⁚ она торгует продуктами, копит деньги, следит за крестьянами.​

Коробочка боится всего нового и неизведанного, она предпочитает держаться за свое привычное существование, даже если оно серо и однообразно.​ Ее не интересует ничего, кроме собственного благополучия, она равнодушна к страданиям других людей и не способна на глубокие чувства.​

Символично, что даже дом Коробочки напоминает коробку – небольшой, запущенный, с заколоченными ставнями.​ Он словно бы отражает внутренний мир хозяйки – замкнутый, темный, лишенный света и тепла.​

Таким образом, фамилия и образ жизни Коробочки неразрывно связаны между собой.​ Они дополняют и усиливают друг друга, создавая яркий и запоминающийся образ «мертвой души», погрязшей в мелочности, скупости и бездуховности.​

Место Коробочки в галерее помещиков Гоголя

В галерее гоголевских помещиков из «Мертвых душ» Настасья Петровна Коробочка занимает особое место.​ Она не обладает ни маниловской мечтательностью, ни собакевической грубостью, ни плюшкинской скупостью в последней стадии.​ Тем не менее, Коробочка – неотъемлемая часть этой галереи «мертвых душ», и ее образ играет важную роль в раскрытии авторского замысла.​

Коробочку можно назвать собирательным образом мелкого провинциального дворянства.​ Ее жизнь течет размеренно и однообразно, интересы ограничены хозяйством и накоплением денег.​ Она не злобна и не жестока, скорее, безразлична ко всему, что не касается ее собственных интересов.​

В отличие от других помещиков, Коробочка не вызывает у читателя отвращения или презрения.​ Скорее, она вызывает грусть и сожаление. Ее «мертвенность» – это не результат злого умысла или нравственного падения, а скорее, следствие ограниченности, невежества и отсутствия духовных ориентиров.

Гоголь мастерски вписывает образ Коробочки в общую картину нравственного упадка помещичьего класса.​ Она – одно из звеньев в цепи духовной деградации, которая захватила всю Россию.

Важно отметить, что Коробочка – единственная женщина в галерее помещиков Гоголя.​ Это не случайно⁚ автор подчеркивает, что «мертвенность» души не зависит от пола или возраста, она поражает все слои общества.​

Образ Коробочки важен для понимания общего замысла поэмы «Мертвые души».​ Гоголь показывает, что «мертвенность» души – это не частный случай, а типичное явление для России того времени.​ И пока люди будут жить в своих тесных «коробочках», не замечая ничего вокруг, страна будет оставаться в духовном застое.​

Образ Настасьи Петровны Коробочки в поэме Гоголя «Мертвые души» – яркий пример «мертвой души», человека, погрязшего в рутине, мелочных интересах и материальных заботах, утратившего способность к духовному росту и нравственному совершенствованию.

Коробочку нельзя назвать злой или порочной.​ Она скорее вызывает жалость и грусть, ведь ее «мертвенность» – это результат не злого умысла, а духовной ограниченности, невежества и отсутствия жизненных ориентиров.​ Ее мир сужен до размеров собственной усадьбы, а интересы ограничены хозяйственными хлопотами и накоплением денег.​

Коробочка не способна к духовной близости, она не испытывает глубоких чувств, не интересуется ничем, кроме собственного благополучия.​ Ее не трогают страдания крестьян, она равнодушна к судьбам других людей.​ Даже смерть для неё – лишь повод для торга, а души умерших крестьян – товар, который можно выгодно продать.​

Сделка с Чичиковым, где Коробочка торгуется за каждую «мертвую душу», словно за мешок с мукой, ярко иллюстрирует ее нравственную деградацию.​ В этой сцене она предстает перед нами как человек, полностью утративший духовные ориентиры и нравственные принципы.​

Гоголь не случайно наделяет Коробочку говорящей фамилией.​ Она, как и ее усадьба, напоминает замкнутую «коробку», где нет места для света, тепла и духовности.​ Она живет в своем маленьком мирке, не замечая ничего вокруг, и ее душа постепенно умирает, погружаясь в мрак безразличия и мелочности.​

Образ Коробочки – это предостережение для всех нас.​ Он напоминает о том, что материальные блага и мелочные интересы способны уничтожить в человеке все человеческое, превратив его в бездушную тень, «мертвую душу».​