Медный всадник⁚ история названия
Интересно, что знаменитый памятник Петру I в Санкт-Петербурге изначально не имел официального названия; Лишь после выхода в свет поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник» в 1833 году, название, данное памятнику поэтом, прочно закрепилось за монументом в народном сознании.
Отсутствие официального названия до Пушкина
Удивительно, но один из самых узнаваемых символов Санкт-Петербурга, памятник Петру I, первые полвека своего существования не имел официального названия. Конечно, его именовали по-разному⁚ «Конный памятник Петру Великому», «Статуя Петра I», упоминали как просто «памятник» на Сенатской площади.
Ни Екатерина II, по чьей инициативе создавался монумент, ни сам скульптор Этьен Морис Фальконе не дали ему какого-то звучного, запоминающегося имени. Возможно, это было связано с тем, что в XVIII веке не существовало традиции давать памятникам краткие, неофициальные названия.
Более того, сам термин «медный» не совсем точно отражает материал, из которого изготовлена статуя. Памятник отлит из бронзы, а не из меди. Однако, в XVIII веке слово «медный» часто использовалось как синоним «бронзовый», поэтому такая неточность не казалась чем-то необычным.
Так или иначе, первые пять десятилетий конный монумент Петру I оставался безымянным шедевром, пока не обрел свое знаменитое имя благодаря гению Александра Сергеевича Пушкина.
Поэма «Медный всадник» и её влияние
В 1833 году Александр Сергеевич Пушкин завершает свою знаменитую поэму «Медный всадник». Это произведение٫ ставшее одним из шедевров русской литературы٫ сыграло ключевую роль в судьбе памятника Петру I на Сенатской площади.
Пушкин, глубоко прочувствовавший дух Петербурга, увидел в монументе не просто изображение императора, а символ сложной, противоречивой связи человека и власти, города и его истории. Образ «Медного всадника» в поэме грозен, загадочен, он воплощает неумолимую силу, способную как созидать, так и разрушать.
Название поэмы мгновенно прижилось в народе. Яркий, ёмкий образ, созданный Пушкиным, оказался настолько сильным, что затмил все официальные наименования памятника. Люди стали называть его просто «Медный всадник», и это название стало неотъемлемой частью культурного кода не только Петербурга, но и всей России.
Интересно, что сам Пушкин не считал название своей поэмы окончательным. В черновиках встречаются варианты «Петр I», «Северный всадник», «Каменный всадник»; Однако, именно «Медный всадник» оказался тем самым единственно верным словом, которое смогло отразить суть и мощь как самого памятника, так и всей поэмы.
Закрепление названия за памятником в народе
Поэма «Медный всадник» имела ошеломительный успех. Ее читали, переписывали, цитировали. Образ грозного «Медного всадника», несущегося по улицам Петербурга, прочно вошел в сознание людей.
Народная молва, как известно, быстро подхватывает все яркое и запоминающееся. Уже вскоре после публикации поэмы люди все чаще стали называть памятник Петру I «Медным всадником». Это название оказалось куда более живым, ёмким и точным, чем сухие официальные формулировки.
В XIX веке поэзия обладала огромной силой воздействия. Стихи Пушкина, Лермонтова, Тютчева формировали вкусы, взгляды, даже язык эпохи. Неудивительно, что «Медный всадник» из литературного образа быстро превратился в нарицательное имя реального памятника.
Официальные же инстанции еще долго продолжали использовать громоздкие названия вроде «Конный памятник императору Петру I». Но в жизни города, в разговорах петербуржцев прочно утвердилось имя, данное памятнику гением Пушкина. «Медный всадник» стал неотъемлемой частью Петербурга, его символом и легендой.
История создания памятника
Идея создания монумента, ставшего впоследствии одним из главных символов Санкт-Петербурга, принадлежала императрице Екатерине II. Она стремилась увековечить память о Петре I как о великом преобразователе России.
Идея Екатерины II и выбор скульптора
Замысел создания памятника Петру I возник у императрицы Екатерины II еще в начале ее царствования. Екатерина II, пришедшая к власти в результате дворцового переворота, стремилась заручиться поддержкой дворянства и укрепить авторитет своей власти. Образ Петра I, великого реформатора и основателя новой России, как нельзя лучше подходил для этой цели.
Выбор Екатерины II пал на известного французского скульптора Этьена Мориса Фальконе. Фальконе был не только талантливым мастером, но и человеком свободомыслящим, разделявшим просветительские идеи. Это импонировало императрице, видевшей в Петре I своего предшественника на пути просвещенного абсолютизма.
В 1766 году Фальконе прибыл в Россию и приступил к работе над монументом. Екатерина II предложила скульптору несколько готовых эскизов, однако Фальконе отказался от них, желая создать собственную, оригинальную интерпретацию образа Петра Великого.
Работа Этьена Мориса Фальконе над монументом
Создание памятника Петру I стало делом всей жизни для Этьена Мориса Фальконе. Скульптор провел в России 12 лет, с 1766 по 1778 год, полностью посвятив себя этой грандиозной задаче.
Фальконе стремился создать не просто статую императора, а аллегорический образ реформатора, ведущего Россию к новому будущему. Он изобразил Петра I в динамичной позе, с простертой вперед рукой, словно он указывает путь своей стране.
Огромное внимание Фальконе уделил постаменту памятника. Он отказался от традиционного для того времени варианта с фигурами аллегорий и военных трофеев. Вместо этого скульптор предложил установить статую на огромный гранитный монолит, символизирующий преодоленные Россией трудности.
Работа над памятником шла непросто. Фальконе столкнулся с нехваткой материалов, интригами при дворе, техническими трудностями. Однако, несмотря ни на что, скульптор проявил необыкновенное упорство и довел свое творение до конца.
Открытие памятника и реакция современников
Торжественное открытие памятника Петру I состоялось 7 августа 1782 года на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Это событие стало одним из самых ярких в истории города и вызвало огромный общественный резонанс.
Тысячи людей собрались на площади, чтобы увидеть творение Фальконе. И монумент, безусловно, произвел на современников неизгладимое впечатление. Грандиозный размер, динамичная композиция, выразительность образа Петра I – все это вызывало восхищение и трепет.
Памятник сразу же стал одним из символов новой, Петровской России, символом ее мощи, стремления к преобразованиям и прогрессу. Недаром Екатерина II распорядилась начертать на постаменте памятника слова «Petro Primo Catharina Secunda» («Петру первому — Екатерина вторая»), подчеркивая тем самым преемственность своей политики делам Петра Великого.
Однако, не все современники однозначно восприняли творение Фальконе. Некоторые критиковали скульптора за отход от классических канонов, за слишком «живописную» манеру исполнения. Другие видели в монументе прославление абсолютизма и самодержавия.
Символизм «Медного всадника»
Памятник Петру I, получивший имя «Медный всадник», пронизан глубоким символизмом. Каждый элемент монумента, от позы императора до змеи, раздавленной копытом коня, имеет особое значение.
Образ Петра I как реформатора и императора
В образе Петра I, запечатленном Фальконе, слились воедино величие императора и дерзновение реформатора. Скульптор изобразил царя не в парадном облачении, а в простой рубахе, накинутой на античный хитон. Такой прием подчеркивает не столько божественное происхождение власти, сколько личную энергию и целеустремленность Петра, его готовность ломать устаревшие традиции ради блага России.
Простертая вперед рука царя – жест одновременно властный и благословляющий. Он словно указывает путь в будущее, которое должно стать эпохой просвещения и могущества для России. Лицо Петра сосредоточенно и сурово, во взгляде читается непоколебимая воля и уверенность в своей правоте.
Образ Петра I в «Медном всаднике» стал своеобразным идеалом государственного деятеля для последующих поколений. В нем отразились ча aspirationsяния российского общества XVIII века, связанные с просвещением, укреплением государственности и выходом России на мировую арену.
Значение змеи, постамента и других элементов
Каждый элемент «Медного всадника» насыщен глубоким символизмом, дополняющим образ Петра I и раскрывающим идею памятника.
Змея, раздавленная копытом коня, – не просто декоративный элемент. Она символизирует врагов России, внутренних и внешних, которых Петр I преодолел на пути к созданию мощного государства. Змея также может трактоваться как аллегория невежества, косности, всего того, что препятствовало прогрессу и просвещению.
Грандиозный постамент памятника, представляющий собой огромный гранитный монолит, также наделен символическим смыслом. Он напоминает о тех препятствиях, которые пришлось преодолеть Петру I на пути к своей цели; Этот «Гром-камень», как его прозвали в народе, символизирует твердость духа, непреклонность воли и способность преодолевать любые трудности.
Даже то, что конь стоит на задних ногах, имеет свое значение. Эта динамичная, стремительная поза символизирует стремление России к движению вперед, к новым победам и достижениям.
«Медный всадник» как символ Петербурга и России
«Медный всадник» давно перерос свое первоначальное значение памятника Петру I. Он стал одним из самых узнаваемых символов Санкт-Петербурга, воплощением его духа, истории, непоколебимости перед лицом испытаний.
Фигура всадника, возвышающаяся над Невой, словно охраняет город, основанный Петром Великим. В годы войн и революций «Медный всадник» оставался незыблемым, символом стойкости и непреклонности. Недаром в годы блокады Ленинграда памятник был тщательно закамуфлирован, чтобы уберечь его от вражеских бомбардировок.
Но «Медный всадник» – это не только символ Петербурга. Он стал одним из наиболее ярких образов России, ее сложной и противоречивой истории. В нем отразились как величие имперских амбиций, так и трагизм исторических потрясений.
Образ «Медного всадника» вдохновлял поэтов, художников, композиторов. Он нашел свое отражение в литературе, живописи, музыке, кинематографе. «Медный всадник» стал частью русской культуры, ее кодом, понятным каждому, кто знаком с историей и духом России.