Медный всадник⁚ история названия

Интересно, что знаменитый памятник Петру I в Санкт-Петербурге изначально не имел официального названия; Лишь после выхода в свет поэмы А.​С. Пушкина «Медный всадник» в 1833 году, название, данное памятнику поэтом, прочно закрепилось за монументом в народном сознании.​

Отсутствие официального названия до Пушкина

Удивительно, но один из самых узнаваемых символов Санкт-Петербурга, памятник Петру I, первые полвека своего существования не имел официального названия.​ Конечно, его именовали по-разному⁚ «Конный памятник Петру Великому», «Статуя Петра I», упоминали как просто «памятник» на Сенатской площади.​

Ни Екатерина II, по чьей инициативе создавался монумент, ни сам скульптор Этьен Морис Фальконе не дали ему какого-то звучного, запоминающегося имени.​ Возможно, это было связано с тем, что в XVIII веке не существовало традиции давать памятникам краткие, неофициальные названия.​

Более того, сам термин «медный» не совсем точно отражает материал, из которого изготовлена статуя.​ Памятник отлит из бронзы, а не из меди.​ Однако, в XVIII веке слово «медный» часто использовалось как синоним «бронзовый», поэтому такая неточность не казалась чем-то необычным.​

Так или иначе, первые пять десятилетий конный монумент Петру I оставался безымянным шедевром, пока не обрел свое знаменитое имя благодаря гению Александра Сергеевича Пушкина.​

Поэма «Медный всадник» и её влияние

В 1833 году Александр Сергеевич Пушкин завершает свою знаменитую поэму «Медный всадник».​ Это произведение٫ ставшее одним из шедевров русской литературы٫ сыграло ключевую роль в судьбе памятника Петру I на Сенатской площади.

Пушкин, глубоко прочувствовавший дух Петербурга, увидел в монументе не просто изображение императора, а символ сложной, противоречивой связи человека и власти, города и его истории.​ Образ «Медного всадника» в поэме грозен, загадочен, он воплощает неумолимую силу, способную как созидать, так и разрушать.

Название поэмы мгновенно прижилось в народе.​ Яркий, ёмкий образ, созданный Пушкиным, оказался настолько сильным, что затмил все официальные наименования памятника. Люди стали называть его просто «Медный всадник», и это название стало неотъемлемой частью культурного кода не только Петербурга, но и всей России.​

Интересно, что сам Пушкин не считал название своей поэмы окончательным.​ В черновиках встречаются варианты «Петр I», «Северный всадник», «Каменный всадник»; Однако, именно «Медный всадник» оказался тем самым единственно верным словом, которое смогло отразить суть и мощь как самого памятника, так и всей поэмы.​

Закрепление названия за памятником в народе

Поэма «Медный всадник» имела ошеломительный успех. Ее читали, переписывали, цитировали. Образ грозного «Медного всадника», несущегося по улицам Петербурга, прочно вошел в сознание людей.

Народная молва, как известно, быстро подхватывает все яркое и запоминающееся.​ Уже вскоре после публикации поэмы люди все чаще стали называть памятник Петру I «Медным всадником».​ Это название оказалось куда более живым, ёмким и точным, чем сухие официальные формулировки.​

В XIX веке поэзия обладала огромной силой воздействия.​ Стихи Пушкина, Лермонтова, Тютчева формировали вкусы, взгляды, даже язык эпохи. Неудивительно, что «Медный всадник» из литературного образа быстро превратился в нарицательное имя реального памятника.​

Официальные же инстанции еще долго продолжали использовать громоздкие названия вроде «Конный памятник императору Петру I».​ Но в жизни города, в разговорах петербуржцев прочно утвердилось имя, данное памятнику гением Пушкина.​ «Медный всадник» стал неотъемлемой частью Петербурга, его символом и легендой.​

История создания памятника

Идея создания монумента, ставшего впоследствии одним из главных символов Санкт-Петербурга, принадлежала императрице Екатерине II.​ Она стремилась увековечить память о Петре I как о великом преобразователе России.​

Идея Екатерины II и выбор скульптора

Замысел создания памятника Петру I возник у императрицы Екатерины II еще в начале ее царствования.​ Екатерина II, пришедшая к власти в результате дворцового переворота, стремилась заручиться поддержкой дворянства и укрепить авторитет своей власти.​ Образ Петра I, великого реформатора и основателя новой России, как нельзя лучше подходил для этой цели.

Выбор Екатерины II пал на известного французского скульптора Этьена Мориса Фальконе.​ Фальконе был не только талантливым мастером, но и человеком свободомыслящим, разделявшим просветительские идеи.​ Это импонировало императрице, видевшей в Петре I своего предшественника на пути просвещенного абсолютизма.​

В 1766 году Фальконе прибыл в Россию и приступил к работе над монументом.​ Екатерина II предложила скульптору несколько готовых эскизов, однако Фальконе отказался от них, желая создать собственную, оригинальную интерпретацию образа Петра Великого.​

Работа Этьена Мориса Фальконе над монументом

Создание памятника Петру I стало делом всей жизни для Этьена Мориса Фальконе.​ Скульптор провел в России 12 лет, с 1766 по 1778 год, полностью посвятив себя этой грандиозной задаче.​

Фальконе стремился создать не просто статую императора, а аллегорический образ реформатора, ведущего Россию к новому будущему.​ Он изобразил Петра I в динамичной позе, с простертой вперед рукой, словно он указывает путь своей стране.​

Огромное внимание Фальконе уделил постаменту памятника.​ Он отказался от традиционного для того времени варианта с фигурами аллегорий и военных трофеев.​ Вместо этого скульптор предложил установить статую на огромный гранитный монолит, символизирующий преодоленные Россией трудности.​

Работа над памятником шла непросто. Фальконе столкнулся с нехваткой материалов, интригами при дворе, техническими трудностями.​ Однако, несмотря ни на что, скульптор проявил необыкновенное упорство и довел свое творение до конца.​

Открытие памятника и реакция современников

Торжественное открытие памятника Петру I состоялось 7 августа 1782 года на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Это событие стало одним из самых ярких в истории города и вызвало огромный общественный резонанс.​

Тысячи людей собрались на площади, чтобы увидеть творение Фальконе.​ И монумент, безусловно, произвел на современников неизгладимое впечатление.​ Грандиозный размер, динамичная композиция, выразительность образа Петра I – все это вызывало восхищение и трепет.

Памятник сразу же стал одним из символов новой, Петровской России, символом ее мощи, стремления к преобразованиям и прогрессу. Недаром Екатерина II распорядилась начертать на постаменте памятника слова «Petro Primo Catharina Secunda» («Петру первому — Екатерина вторая»), подчеркивая тем самым преемственность своей политики делам Петра Великого.​

Однако, не все современники однозначно восприняли творение Фальконе.​ Некоторые критиковали скульптора за отход от классических канонов, за слишком «живописную» манеру исполнения.​ Другие видели в монументе прославление абсолютизма и самодержавия.​

Символизм «Медного всадника»

Памятник Петру I, получивший имя «Медный всадник», пронизан глубоким символизмом.​ Каждый элемент монумента, от позы императора до змеи, раздавленной копытом коня, имеет особое значение.

Образ Петра I как реформатора и императора

В образе Петра I, запечатленном Фальконе, слились воедино величие императора и дерзновение реформатора.​ Скульптор изобразил царя не в парадном облачении, а в простой рубахе, накинутой на античный хитон.​ Такой прием подчеркивает не столько божественное происхождение власти, сколько личную энергию и целеустремленность Петра, его готовность ломать устаревшие традиции ради блага России.​

Простертая вперед рука царя – жест одновременно властный и благословляющий.​ Он словно указывает путь в будущее, которое должно стать эпохой просвещения и могущества для России.​ Лицо Петра сосредоточенно и сурово, во взгляде читается непоколебимая воля и уверенность в своей правоте.​

Образ Петра I в «Медном всаднике» стал своеобразным идеалом государственного деятеля для последующих поколений. В нем отразились ча aspirationsяния российского общества XVIII века, связанные с просвещением, укреплением государственности и выходом России на мировую арену.​

Значение змеи, постамента и других элементов

Каждый элемент «Медного всадника» насыщен глубоким символизмом, дополняющим образ Петра I и раскрывающим идею памятника.​

Змея, раздавленная копытом коня, – не просто декоративный элемент.​ Она символизирует врагов России, внутренних и внешних, которых Петр I преодолел на пути к созданию мощного государства.​ Змея также может трактоваться как аллегория невежества, косности, всего того, что препятствовало прогрессу и просвещению.

Грандиозный постамент памятника, представляющий собой огромный гранитный монолит, также наделен символическим смыслом.​ Он напоминает о тех препятствиях, которые пришлось преодолеть Петру I на пути к своей цели; Этот «Гром-камень», как его прозвали в народе, символизирует твердость духа, непреклонность воли и способность преодолевать любые трудности.

Даже то, что конь стоит на задних ногах, имеет свое значение. Эта динамичная, стремительная поза символизирует стремление России к движению вперед, к новым победам и достижениям.​

«Медный всадник» как символ Петербурга и России

«Медный всадник» давно перерос свое первоначальное значение памятника Петру I.​ Он стал одним из самых узнаваемых символов Санкт-Петербурга, воплощением его духа, истории, непоколебимости перед лицом испытаний.​

Фигура всадника, возвышающаяся над Невой, словно охраняет город, основанный Петром Великим.​ В годы войн и революций «Медный всадник» оставался незыблемым, символом стойкости и непреклонности.​ Недаром в годы блокады Ленинграда памятник был тщательно закамуфлирован, чтобы уберечь его от вражеских бомбардировок.​

Но «Медный всадник» – это не только символ Петербурга.​ Он стал одним из наиболее ярких образов России, ее сложной и противоречивой истории. В нем отразились как величие имперских амбиций, так и трагизм исторических потрясений.​

Образ «Медного всадника» вдохновлял поэтов, художников, композиторов.​ Он нашел свое отражение в литературе, живописи, музыке, кинематографе.​ «Медный всадник» стал частью русской культуры, ее кодом, понятным каждому, кто знаком с историей и духом России.​