В комедии Жана-Батиста Мольера «Мещанин во дворянстве», написанной в 1670 году, перед нами предстает образ господина Журдена, богатого буржуа, одержимого страстным желанием стать частью дворянского сословия. Чем же вызвано это стремление, граничащее с манией? Что заставляет преуспевающего торговца, каким является Журден, отрекаться от своего происхождения и погружаться в мир аристократических условностей? Попробуем разобраться в истоках этого желания, обнажающего противоречия не только души главного героя, но и эпохи в целом.
Источники желания Журдена стать дворянином
Стремление Журдена проникнуть в мир аристократии, ставшее навязчивой идеей, имеет под собой целый комплекс причин, глубоко укоренившихся как в личности героя, так и в реалиях французского общества XVII века.
2.1. Ослеплённый блеском аристократии
Журден, подобно многим представителям буржуазии своего времени, ослеплён блеском и притягательностью аристократического образа жизни. Для него дворянство ассоциируется с изысканностью, благородством, красотой и беззаботностью. Он восхищается элегантными манерами, роскошными нарядами, утончённым языком, которые отличают представителей высшего света. В его глазах дворянство – это некий недосягаемый идеал, воплощение всех жизненных благ и привилегий; Он наивно полагает, что, переняв внешние атрибуты дворянства, он сможет волшебным образом преобразиться и занять достойное место в этом блестящем мире.
2. Пленник иллюзий
Журден становиться лёгкой добычей для хитрецов и льстецов, которые, пользуясь его наивностью и тщеславием, без зазрения совести набивают собственные кошельки. Учителя музыки, танцев, фехтования, портной, – все они видят в Журдене неиссякаемый источник дохода и умело манипулируют его мечтой, осыпая его фальшивыми комплиментами и поощряя его нелепые притязания.
2.3. Любовь как катализатор
Важным фактором, подталкивающим Журдена к погоне за дворянским титулом, становится его пылкая, но безответная страсть к маркизе Доримене – представительнице высшего света. Влюблённый Журден убеждён, что только став дворянином, он сможет претендовать на внимание этой знатной дамы. Он не осознаёт, что его богатство и искренние чувства не имеют никакой ценности в глазах Доримены, для которой важнее всего титул и положение в обществе.
2.4. Кризис сословных перегородок
Желание Журдена стать дворянином – это не просто прихоть взбалмошного мещанина, но и симптом глубокого кризиса сословных перегородок, характерного для Франции XVII века. Буржуазия, накопившая значительный экономический вес, стремится к социальному и политическому признанию. Однако доступ в высшее общество для неё по-прежнему закрыт, что порождает чувство ущемлённости и толкает на поиск обходных путей.
Таким образом, желание Журдена стать дворянином – это сложное и противоречивое явление, обусловленное как личностными качествами героя, так и социально-историческим контекстом эпохи. Мольер в своей комедии не просто высмеивает нелепые притязания тщеславного мещанина, но и поднимает серьёзные вопросы о сущности истинных и мнимых ценностей, о месте человека в обществе, о взаимоотношениях разных социальных слоёв.
Проявления снобизма Журдена
Господин Журден, ослеплённый мечтой о принадлежности к дворянству, становится ходячим воплощением снобизма – порока, основанного на слепом преклонении перед мнимыми достоинствами высшего света и презрении к собственному происхождению. Мольер в своей комедии с беспощадной сатирой высмеивает многочисленные проявления этого пагубного пристрастия в поведении главного героя.
3.1. Внешний лоск как самоцель
Журден убеждён, что стать дворянином – это, прежде всего, означает одеваться, говорить и вести себя определённым образом. Он окружает себя целым штатом учителей – танцев, музыки, фехтования, философии, – которые, по его мнению, должны привить ему аристократический лоск. Однако результаты этих уроков оказываются скорее комичными, чем впечатляющими. Журден щеголяет в нелепых нарядах, коверкает французский язык, демонстрирует абсурдные познания в науках и искусствах. Он становится объектом насмешек не только для своих слуг, но и для тех самых дворян, на которых так стремится походить.
3.2. Презрение к собственному роду
Снобизм Журдена проявляется и в его отношении к собственной семье, которую он теперь считает недостойной своего нового положения. Он стыдится своей жены, которая не разделяет его дворянских амбиций и ведёт себя как обычная буржуа. Он отказывается выдать свою дочь за любимого человека, потому что тот не дворянин. Журден готов пожертвовать счастьем близких людей ради иллюзорной принадлежности к высшему свету.
3. Деньги – ключ к мнимому величию
Журден уверен, что деньги могут купить ему всё, в т.ч. и дворянское достоинство. Он щедро раздаёт деньги всем, кто льстит его тщеславию и поддерживает его иллюзии. Он позволяет разорившемуся графу Доранту опустошать его кошелёк, наивно полагая, что таким образом он приобретает себе друга и покровителя в высшем свете. Однако в глазах Доранта и ему подобных Журден остаётся всего лишь доверчивым простаком, из которого можно вытянуть побольше денег.
Проявления снобизма Журдена многообразны и комичны, но за ними скрывается глубокий духовный недуг – отрицание собственной природы, стремление казаться тем, кем ты не являешься. Мольер в своей комедии призывает зрителей задуматься над истинными и мнимыми ценностями, над тем, что делает человека по-настоящему достойным уважения.
Критика сословных предрассудков в комедии «Мещанин во дворянстве»
Комедия Мольера «Мещанин во дворянстве» – это не просто забавная история о чудаковатом мещанине, но и острая сатира на сословные предрассудки, царившие во Франции XVII века. Под маской смеха скрывается глубокая критика несправедливого общественного устройства, где человеческие достоинства оцениваются не по личным качествам, а по происхождению и титулам.
4.1. Дворянство как маска лицемерия
Мольер демонстрирует, что принадлежность к дворянству не гарантирует ни благородства души, ни нравственной чистоты. Граф Дорант, представляющий в комедии высший свет, – это лживый, расчётливый и беспринципный человек, который использует своё положение и шарм, чтобы жить за чужой счёт. Он с лёгкостью обманывает доверчивого Журдена, выманивая у него деньги под видом дружбы и покровительства. В образе Доранта Мольер разоблачает лицемерие и нравственную деградацию части дворянства, которое живёт иллюзиями о своём величии, утратив при этом истинные ценности.
4.2. Буржуазия в погоне за химерами
Однако критика Мольера обращена не только к дворянству, но и к буржуазии, которая, стремясь подражать высшему свету, перенимает его худшие черты. Журден, одержимый мечтой стать дворянином, становится смешон и жалок в своих наивных попытках казаться тем, кем он не является. Он теряет чувство меры и здравый смысл, превращаясь в марионетку в руках хитрецов и льстецов. Мольер показывает, что слепое преклонение перед сословными предрассудками разрушает личность, лишает её собственного лица и достоинства.
4.3. Торжество здравого смысла и истинных ценностей
Несмотря на остроту сатиры, комедия Мольера не лишена жизнеутверждающего начала. В противовес лживому и расчётливому миру дворянства и тщеславной погоне за химерами буржуазии автор противопоставляет здравый смысл, искренние чувства, простоту и естественность. Эти качества воплощены в образах слуги Ковьеля, влюблённого Клеонта и дочери Журдена Люсиль. Именно они, а не мнимые аристократы, оказываются способными на настоящую любовь, дружбу, верность и благородство поступков.
Комедия «Мещанин во дворянстве» – это не просто сатирическое отражение своей эпохи, но и произведение, несущее в себе вечные ценности⁚ искренность, честность, уважение к человеку независимо от его социального статуса.
Комедия Мольера «Мещанин во дворянстве», несмотря на свой почтенный возраст, не теряет своей актуальности и сегодня. История господина Журдена, ослеплённого мечтой о дворянстве, продолжает смешить и заставлять задуматься зрителей и читателей разных стран и эпох. Чем же объясняется такая удивительная долговечность этого произведения?
Прежде всего, Мольеру удалось создать яркий и узнаваемый образ человека, одержимого тщеславием и снобизмом. Журден, с его нелепыми притязаниями, смешными ужимками и бесконечными промахами, вызывает у нас и смех, и сострадание. Мы видим в нём не столько злодея, сколько заблудшую душу, жертву собственных иллюзий и пороков общества.
Однако комедия Мольера – это не просто насмешка над отдельным персонажем. Автор поднимает в своём произведении важные социальные и нравственные проблемы, которые не теряют своей актуальности и в наши дни. Критика сословных предрассудков, высмеивание тщеславия и лицемерия, противопоставление истинных и мнимых ценностей – всё это делает комедию «Мещанин во дворянстве» произведением глубоким и многоплановым.
Важно отметить, что Мольер не просто констатирует существование социальных проблем, но и предлагает свой, хотя и не лишённый горечи, рецепт их решения. Он показывает, что истинное величие человека заключается не в титулах и богатстве, а в его нравственных качествах⁚ честности, доброте, умении любить и быть верным другом.
Именно поэтому комедия «Мещанин во дворянстве» продолжает жить на сцене и находить отклик в сердцах зрителей. Она напоминает нам о том, что важно оставаться собой, ценить истинные ценности и не гнаться за иллюзорным блеском, который может оказаться лишь пустой мишурой.